Муза Рихванова: "Индийский танец развивает всесторонне"

Индийские танцы – загадочные, красивые, ни на что не похожие и словно переносящие нас в свой мир. В Томске это экзотическое для России направление стало развиваться еще в 1980-е годы, и сегодня в городе есть несколько студий, изучающих индийский танец. Одна из наших известных танцовщиц, Муза Рихванова, за 20 лет изучения этого искусства дважды побывала в Индии: на учебе и фестивале. Свои знания таинства танца Муза часто дарит зрителям не только на концертах, но и в театральной форме. Прежде был моноспектакль «Кришна Баро», а в этом году появилась новая работа, «Сказание о Двараке». О необычном спектакле и особенностях индийского танца Муза Рихванова рассказала «Афише».

!cut

 - Муза, расскажите о вашем новом спектакле «Сказание о Двараке»?
- Он создан «Новым театральным товариществом» на базе «Зрелищного центра «Аэлита». «Сказание о Двараке» можно назвать синтезом разных искусств – здесь и танец, и куклы, и теневой театр. Идея такой постановки формировалась у меня очень долго: я задумалась о спектакле еще 10 лет назад. Поскольку я занимаюсь индийскими танцами, конечно, сразу хотелось сделать акцент на этот вид искусств. Я думала, как сделать танец более актуальным, понятным для неподготовленной публики. Хотелось представить не отдельные танцевальные фрагменты, а объединить их в единую сюжетную линию. Наконец все выстроилось - мы нашли старинное индийское произведение, на его основе написали сценарий, в который органично легли танцы. «Сказание о Двараке» - это притча-откровение, в ней есть пророческие моменты, есть философский подтекст, есть и бытовые, актуальные и в наше время истории.

- Остальные участники спектакля тоже освоили индийский танец, или у них скорее актерские работы?
- Их роли не предполагают глубокого знания танца. Но мы изучали жесты и работали над ними, так что девочки тоже используют язык индийского танца в своих диалогах и монологах. В нашем спектакле далеко не только танцы, но они привлекают к себе особое внимание – танец может быть более насыщенным – он несет столько информации в музыке, пластике, поэзии, жестах. А актерское мастерство основывается только на речи и мимике.

- Также в вашей постановке задействованы и куклы…
- Да, их для нас создал артист театра «Скоморох» Юрий Орлов. Его куклы удивительны, они как живые! Юра работал с нами перед премьерой, устраивал нам мастер-классы по обращению с куклой, критиковал. Как без этого? Мы же не умели ничего, девочки только на репетициях «Сказания о Двараке» начали осваивать мастерство кукловодов.
В нашем спектакле один герой полностью кукольный, причем он перевоплощается – то появляется в виде теневой куклы, то становится марионеткой. Таким мы увидели мудреца, который прилетает, делает пророчества, разрешает проблемные ситуации. Царицы,  которых играют девушки, Наташа Банникова и Олеся Войцеховская, тоже порою принимают форму кукол. Такое выразительное средство, как кукла, позволяет добавлять новую смысловую нагрузку в образ.

- А какая роль досталась вам?
- Я играю небесную танцовщицу, служанку, подружку, и в то же время некую «сверхдушу».

- Каким зрителям, на ваш взгляд, будет наиболее интересен спектакль? Кого вы ждете?
- Считаю, его привлекательность в том, что он рассчитан на разную аудиторию. Каждый сможет найти что-то интересное. Тем более, что наш спектакль, можно сказать, про любовь, про отношения мужчины и женщина. А это всегда интересно для зрителя.

- Муза, вы начинали танцевать в первом томском ансамбле индийского танца «Натьям»?

- Да, в этом коллективе я занималась 10 лет, с 1991 года. Затем настал момент выбора – надо было либо полностью погружаться в индийские танцы, либо заняться другой профессией. Обстоятельства сложились благоприятно для того, чтобы я выбрала танец. В 2001 году я поехала в Индию совершенствовать свое мастерство, обучаться дальше. После занятий в «Натьяме» у меня была хорошая база, она мне очень помогла.

-  Как удалось 10 лет назад связаться с индийскими школами? Тогда и Интернет еще был не настолько, как сегодня, развит.
- Мы вели «обычную», бумажную переписку, отправляли письма. Когда я получила от одного из учителей письмо, мне показалось, он меня понимает и сможет меня помочь. Мы сразу нашли общий язык. Я переписывалась с несколькими школами, но только с одним человеком почувствовала взаимопонимание. Потом я ни разу не жалела, что поехала именно к нему. Считаю, выбрала правильного учителя. У меня никогда не было сомнений, желания поменять школу или учителя. Упаси господи от этого, буду заниматься только у него. Жизнь такая короткая, и если разбрасываться, то ничего не успеешь…

- В индийском танце много различных направлений, но всегда было принято изучать только одно?
- Да, глубоко ты занимаешься чем-то одним, но в любой школе ученикам непременно дают обзор всех стилей. В общих чертах мы знаем все, но практикуем только одно направление. Хотя в современном мире (наверное, это связано с расширением информационного поля) танцоры изучают несколько стилей. Но я придерживаюсь ортодоксальной позиции. Мой стиль - Бхарата Натьям.

-Насколько вообще индийский танец сегодня сохраняет свою ортодоксальность? Он совсем не меняется?
- Меняется, всегда две позиции: ортодоксы, которые строго следуют всем канонам, традициям, и те, кто вносит что-то новое. Сегодня в танце появляется социальная позиция. Могут возникать и другие темы – например, несчастные брошенные женщины. Благо танец и множество жестов позволяют говорить обо всем.

- А вы решаетесь на эксперименты?
- Немного нового иногда пробую. Например, современную музыку вместо классики. Или что-то изменить в традиционном костюме. Сейчас мы с театром пластики «Мета» репетируем совместную постановку. Получается очень необычно. Мы сочетаем индийский танец с современной пантомимой. Экспериментируем с музыкой. Оказалось, что танцевать индийские танцы под Pink Floyd – это очень интересно.

- Одно время вы уезжали в Красноярск. Насколько там отличается отношение к индийским танцам?
- В Красноярске оказалось, что моя миссия – познакомить город с индийским танцем. Прежде классическим серьезным индийским искусством у них никто не занимался. Были попытки изучить что-то по видео, как на заре «Натьяма» и у нас в Томске. Пока я там жила, то давала на занятиях «школу», основную базу классики. Индийский танец начал в Красноярске быстро развиваться. Потом я вернулась в Томск, а там появился театр индийского танца, его создали мои девочки, которые занимались у меня в группе. Они приезжают к нам на мастер-классы, организовывают у себя фестивали и концерты. Так что теперь у них в городе есть классические индийские танцы.

- Можно ли заниматься индийскими танцами «между делом», как разновидностью фитнеса, или такое серьезное направление требует глубокого проникновения в индийскую культуру?
- Я думаю, можно на любом уровне заниматься танцами - и серьезно, чтобы расслабиться и забыться после работы. Но опыт показывает, что все равно люди, кто какие-то время танцует, начинает втягиваться, и чем дальше, тем сильнее интересуется индийской культурой.
 

- Как индийский танец, который всегда был больше, чем просто хореография, влияет на жизнь, как он меняет девушек?
- Он всесторонне развивает. Мы учимся более адекватно выражать свои эмоции, действительно показывать то, что мы переживаем, чувствуем. Передать эмоции помогают жесты, мимика. Когда мы на занятиях работаем над мимикой, то обязательно «поправляем» все эмоции. Иногда бывает, думаешь, что твое лицо выражает одно чувство, а на самом деле оно передает совсем другое. Например, бывает, мы хотим показать гнев, а при этом уголки губ у нас приподняты…На репетициях мы все исправляем. Но это происходит уже немного позже, после освоения азов танца. А на ранних этапах занятий мы развиваем выразительность рук, жестов. Для женщины, я считаю, это очень важно. Вместо того, чтобы примитивно привлекать внимание к тем же частям тела, что и все, лучше найти свою пластику, «изюминку». Тогда удается не пользуясь «тяжелой артиллерией» быть привлекательной и очень выразительной для противоположенного пола. В этом помогает особенная пластика, жесты. Руки становятся сильными и в то же время гибкими. Уделяем внимание мы и голосу,  дыханию. Развивают индийские танцы и ум, интеллект. Мы занимаемся ритмической работой, быстро произносим скороговорки, разминаем пальцы, используем «пальчиковую» хореография  - это помогает увеличить скорость мышления. Женщина должна быть интеллектуально развита! Способствуют танцы и интеллигентности - индийская культура возвышенная, соприкасаясь с нею мы невольно и сами «подтягиваемся». Так что танец всем идет на пользу.

-  На ваших концертах вы не только танцуете, но и поете…
- Это обязательная часть танца, когда мы едем учиться ему профессионально, то обязательно учимся и пению. Мне это нравится, хотя я и недовольна своим пением, считаю себя скорее танцовщицей, чем вокалистом. Но так повелось, что больше в Томске никто таким пением не занимается, поэтому я еще и пою. У меня есть уникальный материал, средневековые песни. Хочется им заниматься. Сейчас появились музыканты Юра Туров и Вадим Дикке, которым это тоже интересно, они очень глубоко изучают индийские мелодии.  Мы создали группу, она называется «Карнатака Тайга Экспересс». (Карнатака – это штат в Индии, где я изучала танец). 

- В связи с называниями спрошу о вашем редком имени, которое оно удивительно подходит для искусства, для сцены. Это красивый псевдоним или удачное совпадение?
- Родители, ничего не подозревая, назвали меня Музой. Возможно, они уже ни раз пожалели, но что теперь поделать. Хотя есть люди с таким же именем, которые реализуют себя не в искусстве.

текст: Мария Симонова

фото: Сергей Пантелеев