Интервью с моушн-дизайнером Максимом Жестковым: "Создать ролик можно на простом ноутбуке"

Молодой ульяновский дизайнер Максим Жестков считается одним из самых перспективных специалистов в моушн-графике. Еще в студенческие годы Максим начал участвовать в крупных международных проектах, среди которых ребрендинг канала MTV и реклама смартфона Nokia E71. Сегодня с этим специалистом хотят сотрудничать ведущие студии мира.

В рамках молодежной программы томского инновационного форума Innovus Максим провел мастер-класс «Дизайн/Анимация/Бесконечность», где поделился  своим опытом работы на мировом рынке индустрии моушн-дизайна и анимации. Также дизайнер ответил на вопросы нашего сайта.

!cut

- Максим, чем вас привлек томский форум?
- Мне стало приятно, что в вашем городе есть интерес к моушн-дизайну (он заметен далеко не в каждом городе), поэтому я и согласился на это приглашение. Прилетел в Томск из столицы, поспать по дороге почти не удалось, но, может, это и к лучшему – во время мастер-класса буду больше импровизировать. !cut

- Где вы сейчас географически обитаете? Уже перебрались из родного Ульяновска в столицу?
- Нет, я живу в Ульяновске, но так случилось, что у меня было несколько встреч по поводу новых проектов в Москве. Шли достаточно интересные переговоры по поводу короткометражных фильмов с живыми съемками. Обычно географически я нахожусь в Ульяновске. Учитывая нынешнее развитие интернета, твоя локация не имеет значения.

- То есть сегодня специалисту по моушн-дизайну можно жить где угодно?
- Да, теперь столько удаленных студий дизайна и программирования. Думаю, скоро большинство творчески-ориентированных профессий перейдет на «кластерное» сотрудничество. Будет совершенно неважно, где ты находишься. Уже сегодня часто в проекте участвует не один человек, а целая команда. Люди сидят в разных точках мира, и связываются с помощью скайпа. Формат меняется. В будущем, считаю, вообще присутствие на рабочем месте станет ненужным. Ведь столько проблем возникает - переезды, еда, проживание, бесконечные бытовые вопросы. А благодаря компьютеру и интернету ты находишься где угодно, обходишься без бытовых проблем и строишься как тебе удобно отношения с заказчиком.

- Что сегодня нужно человеку, чтобы заняться моушн-дизайном?
- Можно стать просто техническим специалистом.  Большинство, если не все люди, кто занимается сейчас дизайном на телевидение - они не имеют художественного образования. Не могу сказать, что это идет им на пользу. Но так получается, что люди, которые по натуре скорее гуманитарии - им сложнее глубоко проникнуть в компьютерные программы. Придется ведь не один год в них копаться, чтобы достигнуть заметных результатов. И возникает такое противоречие. Творческие люди не лезут в компьютерные дебри, а те, кто лезет в дебри, далек от творчества. Конечно, нужна золотая середина. Но чтобы ее найти, надо долго сидеть и работать, развивать идею, отслеживать, кто где что  делает… Хотя, может, лучше не смотреть, а разработать свой язык. Что, разумеется, не такая уж простая задача.

- А чисто технически много ли надо, чтобы делать ролики? В каких программах вы работаете?
- Вообще сегодня, чтобы сделать ролик, не нужно какой-то особой техники. Достаточно обычного ноутбука, в этом прелесть моушн-дизайна. В Интернете можно найти массу бесплатных, причем легальных уроков. За один год увлечения реально выйти на приличный уровень. А по поводу программ - раньше я предпочитал 3D Max, но потом я перешел на Maya 3D. Это было просто перерождение! Я 7 лет не мог решиться на эту перемену, но потом 3D Max выпустил очередную версию, и там был столь неэстетичный интерфейс, что я не выдержал и наконец ушел на Maya. И это было счастье.

- Насколько сегодня востребованы специалисты по моушн-графике?
- Уехать в американскую студию сейчас элементарно! Надо просто сделать пару роликов, прислать им, и сообщить: мол, хочу к вам. Они сразу поспешат купить вам билеты. В Лос-Анджелесе велик спрос на таких специалистов, там множество студий и безумно нужны кадры. Там почти все дизайнеры – приезжие. Из Индии, Украины, России.

- Вы еще с раннего детства увлеклись дизайном?
 - Я всегда рисовал. Потом поступил в архитектурный, там занимался визуализации своих проектов с помощью компьютерных программ. Тогда и познакомился поближе с дизайном. А потом понял, что ролики, созданные в моушн-дизайне это интереснее, чем архитектурные проекты. Просто архитектура - такая утилитарная вещь, где тебе надо постоянно думать о каких-то бытовых вещах, вроде «куда грязную тряпку положить».
Однажды я принес проект, абстрактный, а преподаватель первым делом задал мне вопрос: «Где же здесь будут тряпки лежать и швабры стоять?». А это был арт-проект, там вообще не предполагалось никаких швабр. После той ситуации я не выдержал и сменил факультет, ушел на графический дизайн. Это направление более гибкое с одной стороны, а с другой еще более заточенное для подачи сухой информации. Тебе дают факты, ты должен их раскрыть. Так что графический дизайн тоже не стал моим любимым направлением. Плавно начался симбиоз графического дизайна, архитектуры,  музыки. Когда появляется движение, то и возникает моушн-графика.

- А потом увлечение еще и стало приносить вам доход?
- У меня очень романтично получилось. Я просто делал то, что мне нравится. Как раз примерно в то время у большинства появился Интернет и стал очень популярен you-tube. Я выложил туда ролики, люди начали их активно смотреть. Когда мои ролики стали популярны, ко мне стали приходить предложения об участии в различных проектах со всего мира. Получилось, я делаю то, что люблю больше всего в мире, и при этом могу еще и заработать денег. Примерно 6 лет я работал по 16 часов в день! Теперь мне больше не надо этого делать – я сотрудничаю со своими другом, мы с ним вместе учились. Он отвечает за технические моменты, а я за сценарии. Первые проекты я делал сам для себя.  На втором курсе мне понравилась идея виниловых игрушек, я разработал несколько для себя. После этого совершился мой первый выход из он-лайна в офф-лайн. Ребята из Лос-Анджелеса решили выпустить мои игрушки. Было странно – я учусь в Ульяновске, а мои игрушки выпускают в это время в Лос-Анджелесе.

- Если работа по 16 часов в сутки теперь позади, из чего обычно состоит ваш день? Часто ли вы проводите мастер-классы?
- У меня обычно не бывает таких встреч, как в Томске на форуме. В Москве как-то была лекция, но это разовые проекты. Вообще, я бы предпочел сидеть дома и работать, нежели чем рассказывать о том, как я работаю. 

видео


- Теперь, когда у вас много предложений - как вы выбираете проекты?
- Вначале я брался за все. Сейчас наоборот - хочу делать свои проекты. Но если предложение мне интересно, и люди, которые с ним обратились, кажутся адекватными (обычно уже по первому письму видно, адекватен ли человек), то соглашаюсь. Бывает, что у меня появилась какая-то идея, и тут же поступает предложение, для которого она подойдет, это тоже прекрасно. Но на самом деле, у меня всегда много идей, на 10 роликов вперед. В компьютере лежат тысячи папок с набросками. Никогда для меня не было проблемой что-то придумать!

- Что вас обычно вдохновляет на столь многочисленные идеи?
-  Я всегда смотрел работы других студий, любил фильмы и клипы. Но в какой-то момент надо перестать смотреть их всех, ведь вокруг нас столько удивительных вещей. Главное – не брать идеи из той области, где ты сам и работаешь. Откуда брать? Кому что нравится, меня, например, с детства интересует наука, космос.

- В одном из интервью вы говорили, что вам особенно нравится сотрудничать с Англией. Почему именно она?
- Интересный вопрос…Видимо, потому, что дизайн в Англии очень развит, и там свободно относятся к экспериментальным проектам. В Германии, кстати, тоже. Я много сотрудничал с английскими студиями, так получилось. Но теперь я мало работаю с представителями этой страны. Просто если работать с одними и теми же людьми, то кажется, что все происходит одинаково, а мне захотелось чего-то нового.

- Есть ли мода в моушн-дизайне?
- Есть тренды. Например, шарики. Смешно получилось. Я раньше часто рисовал шарики, все спрашивали, почему именно они. А потом все начали рисовать шарики. Ничего не поделаешь, я  нормально отношусь к этому, но не буду никогда больше их рисовать, раз это стало модным. Ко всему модному я мгновенно теряю интерес.

- Сейчас у вас есть любимая фигура?
- Нет. Лучше любимые люди… Надо уже переходить на живые съемки с реальными ситуациями, людьми. Пора уходить от геометрии.

Текст: Мария Симонова

фото: Алена Кардаш