"Гастрольная карта Сибири": интервью с Новокузнецким театром

Этим летом в июне в Томске прошел не бывалый до этого крупномасштабный театральный проект - Гастрольная карта Сибири. В нашем городе прошел фактически фестиваль, на котором свои постановки показали театры из Барнаула, Кемерово и Новокузнецка. Какие-то из них оказались сильнее, какие-то слабее. Главное, что показали эти гастроли: томский зритель не совсем готов к такому проекту. Практически только к самому концу «Гастрольную карту» заметили, попривыкли к ней, стали что-то посещать. Свою роль сыграл и тот факт, что шли спектакли каждый день, без перерывов, а это оказалось тяжело как для восприятия, так и для платежеспособности аудитории. Да и актеры сибирских театров не имели возможности пересечься друг с другом, чтоб пообщаться. Но что сделано, то сделано. Театральное сообщество надеется повторить этот опыт и в следующем году, но уже с поправками.

Мы же встретились с актерами Новокузнецкого театра Драмы, чтобы узнать их впечатлениях о прошедших гастролях, да и просто поговорили о жизни их театра.

!cut

- Расскажите ваши впечатления о прошедшем гастрольном туре?

Илона Литвиненко: Когда нам объявили об этом проекте, нам показалось это авантюрой, потому что большое количество спектаклей, зрителей, вовлеченных людей, а организовать всю нужно за короткие сроки еще и в июнь. Но в результате все состоялось, артист народ такой: сказали, чемодан собрали и поехали. Наши старейшины рассказывали, что лето - это гастроли, а за последние 15 лет все подутихло, теперь произошла встряска.   !cut

Эта акция - привлечение в театр зрителей. Важно, чтобы власти и федерация заметили, что существует культура и начали привлекать другие города в «Сибирскую карту». Это достойный проект, которому нужно внимание.

Для нас встреча со зрителями в других городах - это проверка. В общем-то, трогательный зритель в каждом городе. Он идет и достойно принимает актерскую работу, он культурный и образованный. Чувствуются разные реакции в разных городах. У себя мы привыкли к одним реакциям в определенных местах во время спектаклей, а в других городах этого нет, но есть другое. И ты как наготове ждешь, что произойдет, а потом анализируешь почему так случилось.

- Ваш коллектив, в отличие от остальных приезжих, да и некоторых наших местных, отличается собранностью труппы. Как у вас сложилась такая дружба?

Андрей Ковзель: Наш коллектив отличается дружностью. Молодых ребят в прошедшем сезоне мы тоже все при, они оказались талантливыми и позитивными, что редко бывает с выпускниками. Обычно они приходят и говорят: «Нам ничего не надо, отстаньте, мы все умеем». У нас такого нет и в итоге театру повезло.

И.Л.: За последнее время мы единственный театр, который работает как дыхание ансамблевое. Нет таких моментов, что кто-то отказывается от роли, потому что он заслуженный артист. Все цеха друг с другом общаются: и актеры, и административная часть. Это заметно стало по гастролям. Куда бы мы не приезжали, все поражаются, что наши актеры помогают монтажерам разгружать и погружать декорации. В Барнаульском театре, например, есть разделение по цехам: там курительная комната для костюмеров, на другом этаже - для актеров. У нас такого нет. И это помогает нам лучше играть, это отражается на спектаклях и на любви зрителя тоже.

- У вас недавно закончилась реконструкция театра. Как сейчас обстоят дела, вас поддерживают власти?

А.К.: После реконструкции нам было немного тяжело, потому что нужно было восстанавливать репертуар. «Чайка», «Гамлет» и другие масштабные полотна остались в прошлом, их нельзя было перенести в  другое пространство, где мы временно играли, а другие площадки под это не оборудованы. Поэтому пришлось играть другое и это оставить, за годы все уже позабылось. Не все спектакли смогли перенести с малой сцены обратно на большую. Поэтому нужно нарабатывать.

И.Л.: Конечно власти нас поддерживают, если нам ремонт сделали на 150 млн. Но нам, естественно, хочется много и всего, как артистам. Нам сделали навороченный пульт, в который можно внедрять долгие годы всего и всего, есть возможно развиваться. Его в Московских театрах только будут устанавливать. А то, что зрителю приятно войти в шикарный зал с фресками и колоннами и сесть в шикарное кресло - это дорогого стоит. И это все произошло во время финансового кризиса. Власти отозвались и на этот проект и мы ощущаем, что нас поддерживают.

А.К.: На следующий сезон у нас все проверенные режиссеры, вроде Гуревича. С августа уже начнем работу. Будем восстанавливать балет «Муху-Цокотуху». В этом спектакле нет ни одного слова. Сейчас все артисты вне формы, а Мухе и Комару нужно танцевать на пуантах. Остальные летают утюгами, но очень драматично так летают. Там прекрасные костюмы костюмера Ледникового Периода, МТВ, фильма Красавчики и т.д. Удовольствие получают все.

- Расскажите про проект «Играем в театр», что это такое?

И.Л.: Придумали такую историю, в которую постоянные зрители нашего театра - чиновники, депутаты и бизнесмены, захотели поиграть. Им дали режиссера Шишкина, они сделали самостоятельные вложения и устроили для себя спектакль. Выбрали пьесу, вложили деньги, им предоставили площадку. Сыграли один раз, пришли их знакомые, хотя билеты тоже продавались, которые можно было купить. Конечно, избирателям было интересно прийти и посмотреть на своих депутатов, которые сидят обычно только за круглыми столами. Главное, что все получили удовольствие, а нам нужны была поддержка. Сбор от спектакля направили на оформление других наших спектаклей.

- Как обстоят дела с вашим режиссером Шерешевским? Он уходит?

И.Л.:
Он курировал наш театр. Поставил в этом сезоне четыре спектакля. Потом были Татьяна Захарова, Анна Потапова. Сейчас могу сказать, что с режиссерами сложно, их сложно приглашать. Большая база данных, важно, чтобы режиссер нашел язык с артистами. Мы немножко избалованы хорошей режиссурой. В то же время, когда происходит что-то не так, обидно терять время.

Трудно найти главного режиссера, это не просто постановщик, это и психолог, он курирует и цеха. Это сложно, тем более, сейчас режиссура - коммерческая структура, когда человек приезжает, ставит спектакль, зарабатывает и уезжает. А актерский процесс внутри театра - важная составляющая, и регулировать его кто-то должен.

У Шерешевского семья в Питере, ему трудно к нам перебираться и контролировать всю ситуацию. Психически и физически ему было трудно, поэтому он останется как куратор, но не как главный режиссер.

Евгения Швецова