Hand-made в Томске: Рукоделие, которое может стать работой

Hand-made все популярнее. Вместо одинаковых, выпущенных большим тиражом украшений, многие предпочитают уникальные вещи ручной работы. Тем более, что мастера обычно – люди увлеченные своим делом, работают с удовольствием, и украшения невольно заряжаются их любовью и позитивной энергией.

Добрался интерес к hand-made  и до нашего города. Присмотреться к томским украшениям ручной работы и узнать у мастериц, насколько горожане готовы покупать авторские вещи, мы отправились на рукодельную ярмарку «Томский Арбат», каждый выходные проходящую в театральном сквере возле ТЮЗа. И вот что там увидели:

Стимпанк

Особое, нестандартное и загадочное направление hand-made – стимпанк (Steampunk). В основе этого направления научной фантастики – «будущее, которого никогда не было», идея об альтернативном варианте развития человечества, при котором были бы  в совершенстве освоены технология паровых машин и механика. Стимпанк обычно подразумевает стилизацию под эпоху викторианской Англии. Украшения в духе стимпанка, созданные из шестеренок часов, крупных камней, проволоки, часто выглядят эффектно, но при этом достаточно специфически. Мощные шестеренки, покрытые ржавчиной, смотрятся, прямо скажем, не слишком утонченно. Но совсем иными получаются работы Анны Устиновой, томского стимпанк-мастера, создавшего свое собственное направление: Romantic Steampunk. !cut

- Я была первым мастером, заинтересовавшимся стимпанком в Томске, с меня он и начался, - рассказывает Анна. – Однажды я искала в интернете информацию об этом направлении, нашла несколько ссылок, посмотрела и поняла – вот чем я буду заниматься всю свою жизнь! Но для классического стимпанка характерно обилие меди, жести, они выглядят несколько грубовато. Не каждая женщина наденет на себя «шестеренку» будильника! Тогда я основала свой стиль.
Создавать украшения в духе стимпанка я начала в прошлом году. Осваивала все сама, методом проб и ошибок. Учиться было не у кого, никаких мастер-классов в интернете не найти. Обивала пороги часовых мастерских в поисках шестеренок, мастера отказывали мне: «Нам самим надо». Покупала часики, разбирала их сама. Это кропотливая, тяжелая работа. Затем надо выбрать нужный дизайн, прописать технологию. Методом проб и ошибок я разработала свой раствор, формулу которого пока не раскрываю, поскольку еще не запатентовала ее. Также использую в работе немецкое покрытие на основе смолы. Для своих украшений я заказываю в Америке дорогую винтажную фурнитуру, стразы Сваровски, могу использовать в работах золото и серебро. Мне интересны сложные работы – есть аксессуары, которые я делала несколько месяцев или даже полгода. Сегодня я уже могу позволить себе назначать высокую цену за украшения, поскольку уверена в их качестве. И я работаю каждый день, и сама расплачиваюсь за свое увлечение тем, что теряю здоровье. Например, от напряжения стремительно падает зрение. Но украшения требуют полной отдачи, ими нельзя заниматься между делом.

Анна считает, что часы – постоянный мотив времени, который пронизывает все ее коллекции («Время вне времени», «Леди механика», «Time for love», «Очарованная временем»), связан с тем, что когда-то она тратила свое время впустую и теперь с помощью украшений словно старается его удержать. Ее всегда увлекло творчество, но родные считали, что главное – получить высшее образование, серьезную профессию. Результатом стали годы учебы на юридическом и неверие в свой талант. Начать новую жизнь Анне помог супруг, который увидел ее работы и поверил, что из нее получится прекрасный мастер. Сначала было голодное время, когда все средства семья вкладывала в увлечение Анны. Зато теперь у нее нет недостатка в постоянных клиентах, и люди готовы покупать недешевые, но очень необычные украшения. Тем более, что Анна продумывает все до мелочей: упаковывает свои украшения в изящные авторские коробочки, вкладывает в них памятки по уходу за своими изделиями.

Бисер

Творить из шестеренок часов доводилось не всем, зато такой материал, как бисер, многим знаком с детства – многие когда-то плели и дарили друзьям фенечки. У некоторых работать с этим материалом получалось настолько успешно, что они постепенно освоили и создание ожерелий, сережек и прочей бижутерии.
Наталья Сантоцкая увлеклась бисероплетением… по примеру дочери! Та научилась азам в кружке в «Олимпии», детском Центре дополнительного образования, а затем заразила своим хобби и маму. Прошло два года, теперь бижутерия и сувенирные деревья работы Натальи Сантоцкая пользуются определенным спросом.

- Больше, чем украшения, берут деревья, особенно популярны березы, - поясняет автор. – Сейчас я начала создавать коллекцию растений, соответствующих цветочному гороскопу (в нем зодиакальный круг делится на 36 частей-декад, каждой из которых соответствует определенный цветок). Деревья и цветы я делаю из любого бисера, а для украшений предпочитаю чешский, он больше подходит по качеству. В Томске в этом виде hand-made не очень жесткая конкуренция. Да, многих привлекает бисер, но большинство плетет просто «для себя», а не на продажу.   

Роспись по дереву

Еще один из вариантов hand-made – роспись деревянных украшений. Алена Саушкина создает браслеты с собственным дизайном.
- Я делаю такие украшения третий год, покупаю нейтральную деревянную заготовку и расписываю ее гуашью и акриловыми красками, - рассказывает Алена. - Начинала с копий готовых рисунков, теперь сама разрабатываю узоры. Не уверена, что в Томске много подобных браслетов, по крайней мере, на «Арбате» я таких ни у кого не видела. Есть браслеты, украшенные с помощью техники декупаж, а расписанных украшений я не встречала. В интернете можно найти достаточно людей, кто тоже занимается росписью по дереву, я с ними общаюсь. Для меня hand-made в первую очередь хобби. Я знаю, что некоторым он приносит прибыль, но достаточно скромную – отдыхать на Канары на эти деньги не поедешь.

Полимерный пластик

Сравнительно новый вид hand-made – украшения из полимерной глины или полимерного пластика. Екатерина Абалакова, модельер-конструктор одежды по образованию, увлеклась этим направлением во время декретного отпуска. Для того, чтобы освоить азы, оказалось достаточно мастер-класса, найденного в интернете. Автор, к работам которого Екатерине хочется обращаться за вдохновением - это Донна Като, художница, известная на весь мир своими техническими инновациями в полимерной глине. Есть интересные мастера и в столице, а в окрестностях Томска с ними сложнее. Например, в соседнем Новосибирске к ручной работе относятся достаточно сдержанно. Зато там больше выбор материалов.

- Пластик обычно привожу из Новосибирска, или заказываю по интернету, что-то удается купить в Томске, - говорит Екатерина Абалакова. - Есть разные марки, я использую в работе практически все. Для меня главное при выборе пластика – найти нужный мне оттенок, т.к. лучше всего продаются украшения, вызывающие эмоции. Как я заметила, всегда в фаворе кошки. Одни из моих излюбленных мотивов -  цветы, бабочки, стрекозы… Их в Томске из пластика, судя по всему, сейчас делаю только я. Вообще, авторских украшений из пластика в городе не так уж и много, мастеров можно пересчитать по пальцам. Хотя этот материал популярен, многие пробуют работать с ним просто «для себя».

Вязанные украшения

Полимерная глина может стать и только одним из элементов украшений hand-made. Так, Ксения Махрова часто соединяет в своих работах детали из этого современного материала со старым добрый вязанием. Ксения предпочитает стиль фьюжн, сочетание  несоединимого: старого и нового. К вязанным элементам у нее особое отношение:

- По-моему, они делают украшения теплыми и уютными, - считает Ксения. -
- Я начала с вязания – первые украшения собирала с помощью этой техники. А позже у меня стали появляться вязаные бусы, броши, серьги. Сегодня вязаные вещи – один из трендов, а вязаные украшения хорошо их дополняют. Хотя, независимо от моды, всегда есть люди, которых привлекает мягкость и объем вязаных деталей. Технику вязания можно по-разному использовать в украшениях. Я одна из немногих, кто сочетает шерстяные элементы с полимерной глиной, со стеклом, с холодным металлом. Думала провести мастер-классы по своему направлению, но решила, что в них не будет смысла. Такой технике нельзя научить, можно только освоить ее самому. Мало просто уметь вязать и найти интересную фурнитуру. Не каждому удастся соединить разные элементы так, чтобы получилось интересное украшение. Бывает, люди посмотрят на мои броши и говорят: «Мы сейчас дома похожие сами сделаем и потом принесем, вам покажем!». Но никто еще не показал… 
 
Есть среди вязаных украшений отдельное направление – слингобусы или мамабусы. Такие украшения из вязаных бусин любят молодые мамы, поскольку этот аксессуар безопасен для ребенка, малыши могут грызть их (бусы легко стирать) или играть ими (это развивает мелкую моторику). Безопасность здесь важнее эстетики и фантазийного дизайна. Выбор слингобус в Томске достаточно велик, их проще найти, чем вязаные украшения с причудливым дизайном.

***

Ксению Махрову, не только рукодельницу, но и одного из основателей Томского Арбата, мы попросили рассказать о том, какие направления hand-made сегодня особенно популярны, и что в первую очередь лучше сделать тем, кому надоело творить только «для себя», и кто почувствовал желание найти своего покупателя:

- Я заметила, что в последнее время у томичей снизился интерес к вещам, созданным своими руками, - констатирует Ксения. – Например, у нас есть прекрасные даже на российском уровне мастера по такому способу декорирования, как декупаж. Но спрос на предметы, созданные с его помощью, совсем невелик. Многие варят мыло ручной работы, но покупают его тоже не очень активно. Если говорить об украшениях, то популярно такое необычное направление как Steampunk. В то же время другое модное в мире направление, украшения из итальянского стекла, которые выглядят дорого и изысканно, не так привлекают покупателей. 

- Реально ли сегодня в Томске превратить hand-made из хобби в основную работу?
- Многих очень интересует этот вопрос, насколько выгодно продавать украшения. То, что цепляет и выглядит действительно красиво, непременно будет продаваться. Тогда украшения могут приносить доход и постепенно стать главным делом. Молодым мастерам я бы порекомендовала для начала попробовать продавать свои работы через интернет. Тогда станет понятно, есть ли смысл, есть ли спрос. Как показывает практика, найти на том же Томском Арбате своего покупателя новичку сложнее. Пока наши постоянные посетители привыкнут к его работам, его стилю, автор может уже горько разочароваться – он старался, вложил в свое творчество столько сил и времени, а никто не покупает. Это важный момент, главной оценкой hand-made все равно становится «продается или не продается». Так что лучше заранее проверить, насколько велик интерес.  

Текст: Мария Симонова

Фото: Варвара Жилякова, Мария Симонова