Интервью с молодыми томскими художниками Николаем Исаевым и Лукией Муриной: "Не хотите идти в музей – тогда мы идем к вам!"

Иногда кажется, что творчеством в Томске занимаются единицы – в центре внимания уже много лет оказываются одни и те же персоны. При таком раскладе неудивительно, что актуальное современное искусство долго обходило наш город стороною. Но в последнее время стали привлекать к себе внимание молодые, пока еще не очень известные художники. Творцы из Молодежного объединения Союза художников России стали организовывать выставки и принимать участие в заметных проектах. Осенью в Областном художественном музее откроется галерея современного актуального искусства.
 
О будущей галерее, о других проектах, а также о том, чего молодым художникам не хватает в Томске, мы поговорили с активными участниками объединения, художниками Николаем Исаевым и Лукией Муриной.
 

- О молодежном объединении художников и их проектах заговорили в последние несколько лет, а насколько давно вообще существует эта организация?
Николай Исаев: - В этом году 40 лет с первой выставки Молодежного объединения союза художников России. С этого, на мой взгляд, и началась история молодежного объединения. Оно сначала развивалось,  а потом на время прекратило свое существование… !cut
Лукия Мурина: - Если судить по каталогам молодежных выставок, получается, что богатыми на интересные работы были 70-80-ые годы. Теперь многие из той молодежи – известные в Томске художники. Развитию помогало, что раньше по направлению в Сибирь каждый год приезжали выпускники, молодые авторы. Потом поток иссяк, а возможность получить художественное образование в Томске появилась не так давно (в 1995 году открылось отделение «Живопись» в Томском областном колледже культуры и искусств).

- С чего началось нынешнее оживление?
Л.М.: - Когда уже в 2000-ые куратором молодежи стал Николай Николаевич Коробейников, то он потратил много сил для того, чтобы у молодежи появилась возможность работать, и даже добился помещения для молодежного объединения. Но, видимо, тогда было мало инициативных людей, тех, кто действительно хотел творить. В итоге организация лишилась помещения. Сейчас наше объединение по-прежнему курирует Коробейников, а председателем организации стала художник Мария Маковенко, Николай Исаев же ее помощник. Когда мы составляем план мероприятий на год, то стремимся вместить туда как можно больше выставок. Конечно, провести все сразу не удается, но 5-6 событий в год мы проводим. Например, этим летом в галерее «Томская Гостиная» была выставка работ Марии и Владимира Маковенко. В музее деревянного зодчества продолжается выставка графики, мы стремились привлечь к этому проекту как можно больше молодых художников. В целом можно сказать, что за последние два года и выставок стало больше, а также растет уровень и работ молодых художников, и организации событий. 
 
 
- А кто из художников может попасть в ваше объединение, как вы отбираете участников?
Л.М.: - У нас пока нет четких критериев, но ценится участие в городских выставках, должен автор хотя бы раз представить свои работы на региональной выставке, это показатель уровня. Но обычно мы уже знакомы с творчеством тех, кто хочет вступить в нашу организацию, и представляем их уровень. 

- У вас есть декларация?
Л.М.: - Конечно, есть формальный устав, но если говорить о главном, то мы задались целью поднять уровень изобразительного искусства в Томске. Я думаю, мы постепенно к этому приближаемся. И сами провели достаточно много выставок, и наши молодые художники участвуют в региональных, всероссийских, международных выставках. Уже второй год мы ездим на крупную Межрегиональную молодежная выставка «Аз.Арт. Сибирь». По-моему, там Томск выделяется на фоне других регионов. У остальных школа устоявшаяся, ничего почти с годами не меняется. А у наших работ нет единого стиля, постоянно появляется что-то новое, этим они и интересны.

- Где, на ваш взгляд, сегодня интереснее всего работают молодые художники? Кто вас вдохновляет?
Л.М.: - Признаться, те, кто нас вдохновляет - они уже давно умерли… Есть такие недостижимые великие вдохновители, как Валентин Серов и Константин Корвин. Также в нашем объединении много поклонников импрессионистов.
Н.И.: - Еще нас вдохновляют работы Томского общества любителей художеств, объединения времен Серебряного века, Лукия как искусствовед их серьезно изучает.
Л.М.: -  Одним из лидеров общества был Митрофан Максимович Поляков, он, кстати, близок к европейскому импрессионизму. Нам нравится думать, что мы отчасти повторяем судьбу этого интересного общества. У них даже выставки были примерно в те же годы, что у нас, только на 100 лет. Прошел век – и такое ощущение, что ничего не поменялось. Те же самые маленькие каталоги формата А4, похожие заметки в местной прессе… Все остается на том же уровне, идет по кругу. Нам бы только еще достигнуть мастерства тех художников.
 
 
- От молодых ждут необычных проектов… Чем, кроме вполне традиционных выставок может похвастаться томское молодежное объединение?
Н.И.: - Если говорить о нестандартных выставках, то в мае мы вместе с Тамарой Самойлис, хозяйкой галереи «Томская гостиная», проводили проект  «Pro-движение» в торговом центре « Смайл-city».  Там не просто были представлены наши работы. Целый день молодые художники прямо в магазине писали портреты, играла живая музыка (в исполнении молодых музыкантов).
Л.М.: - Эту выставку даже продлили благодаря интересу публики, он в торговом центре был заметным. Получилось, что это мы пришли к зрителям, мол: «Не хотите идти в музей – тогда мы идем к вам!». Представляли мы свои работы и в театре, в ТЮЗе во время фестиваля «Колесо». Среди молодых художников есть очень инициативная девушка, Расина Масалёва этот проект был ее идеей. Экспозицию назвали «Театр  и эмоции», она проходила в фойе театра.

- Для молодых художников привычны и уличные проекты, а в Томске случались перформансы под открытом небом?
Л.М.: - Да, в 2009 году мы проводили акцию «За эстетику в облике города», в центре города рисовали большую картину, поздравительную открытку ко Дню города, мы изображали там известные памятники, предлагали зрителям написать пожелания Томску.

- Сейчас вы готовитесь к интересному проекту, посвященному деревянному зодчеству?
Н.И.: -Мы хотим провести выставку «Сжечь нельзя сохранить». В этой фразе принципиально отсутствует запятая, поставить ее мы предложим посетителям. Подобная выставка проходила в 2009 году в Художественном музее, но тогда ей не хватило остроты, получилась просто выставка томского пейзажа, теперь мы хотим добиться обострения проблемы.
Л.М.: - Есть идея разделить экспозицию на два зала, на позитив и негатив. В одном можно будет увидеть остатки сожженных зданий, а во втором, напротив, красоту томской архитектуры.
Н.И.: - Ограничений по жанрам не будет. И мы подумываем об инсталляции, без которых не войти в современное актуальное искусство. Пока не решили, что именно сделаем. Но почему бы, например, не завалить зал обугленными головешками, останками наличников?
 
 
- Актуальному искусству достаточно свойственен эпатаж, как вы к этому относитесь, и ждать ли чего-то подобного в Томске?
Н.И.: - Думаю да, в ближайшее время наш город увидит и достаточно эпатажные вещи, потому что осенью в Художественном музее открывается галерея современного актуального искусства.

- Как возник этот проект?
Л.М.: - В июне мы оказались на инновационном молодежном форуме «Томский коллайдер». У нас давно были мысли о необходимости развития в Томске современного искусства. На форуме мы, как и все его участники, неделю жили в Киреевске, и разрабатывали свой проект, он назывался Центр молодого современного искусства. Мы хотели сконцентрировать в одном месте мастерскую для молодых художников и галерею, чтобы там все могли и творить, и выставлять свои работы, а также проводить лекции, мастер-классы. Речь шла об актуальном искусстве. Наш проект занял третье место (а деньги для реализации выигрывал только победитель), но зато нашу идею заметил Константин Николаевич Ширко, начальник отдела культурного наследия Департамента по культуре Томской области. Он рассказал о нашем проекте директору художественного музея Ирине Викторовне Ярославцевой. Оказалось, что она как раз ищет молодых инициативных художников, кто задумывается о современном актуальном искусстве. Мы хотим сотрудничать.

- В музее были проблемы с ремонтом…
Л.М.: - Они сейчас решаются, там монтируют освещение современного уровня, планируют его привести в порядок.
Н.К.: - Ожидается, что осенью приедут молодые московские и петербургские художники, которые будут создавать здесь объекты, инсталляции, реализовывать свои проекты. Томская молодежь тоже не останется в стороне, дирекция музея рассчитывает на наших художников. Ожидается столичный мастер-класс для наших авторов. Хотя провинциальность -  тяжелая вещь, трудно перейти эту грань, чтобы сделать какой-то необычный объект.  Томску, возможно, подобное искусство и нужно, но пока непонятно.
 

- Не боитесь, что томские зрители не готовы к такой галерее?
Л.М.: - Это непростой вопрос. Например, когда во время инновационного форума проводилась в помещении Сибэлектромотора «Техноопера», то она стала событием. Но событие вызвало такой интерес именно потому, что все проходило в необычном месте, на территории действующего завода. Не сказать, что у представленных там работ была такая уж великая художественная ценность, просто для Томска мероприятие получилось очень неординарным. А в музей те же вещи мало кто пришел бы смотреть. Есть мнение, что актуальное искусство элитарно. Не все его понимают. Помню, когда мы проводили выставку «Портрет», там было достаточно работ модернистского плана, и нам в книге отзывов не раз пожелали научиться рисовать. Реалистические портеры людям ясны, а те работы, где начинается свобода в образах, вызывают у посетителей ощущение, что их авторы не умеют рисовать.

- Со зрителями все не просто, но это не единственная проблема... Чего, на ваш взгляд, больше всего не хватает в Томске молодым художникам?
Л.М.: - Образования, его уровень должен быть выше. Школа - это фундамент, это основное, без хороших знаний ничего не добьешься. Хочется, чтобы в Томске сформировалась художественная среда, чтобы выпускники оставались здесь, чувствовали себя нужными. У нас проблема, что интересные авторы уезжают учиться, и никто не возвращается, потому что некуда и незачем.
Н.И.: - Думаю, нам необходима площадка, поэтому мы и проект Центра современного искусства писали. Это проблема, что у нас не только у молодежного объединения, но и у самого Союза художников отсутствует выставочный зал. С чужими площадками трудно планировать свои серьезные проекты. Например, в музей экспозицию могут привезти на месяц, а потом продлить и оставить на три, такие вещи не предскажешь заранее. Подобный Центр помог бы решить и проблему разрыва поколений. Нет места, где художники могли встречаться и общаться.
Л.М.: - Нас иногда спрашивают: «Куда можно к вам прийти посмотреть работы? Где вы собираетесь?». А мы организация, официально нигде не обитающая. По квартирам  друг у друга собираемся и общаемся. Из-за этого многие проекты дальше разговоров не идут. Соберемся, что-то придумаем, поймем, что реализовать-то идею негде. Например, была у нас идея устроить конкурс «Картина за ночь». Всю ночь бы рисовали, а наутро выставляли свои произведения, причем все бы происходило с участием зрителей, которые могли бы оценить результаты. Или думали устроить неделю беспрерывного рисования: целую неделю только писать картины, не выходя из мастерской, а затем по итогам проекта провести выставку. Это было бы актуальное современное искусство, но где воплотить такие задумки? Не на улице же, а в квартиру много народа не влезет. Ради подобных вещей мы и мечтаем об общей мастерской, где мы бы могли реализовывать совместные проекты.

Текст: Мария Симонова
Фото: Мария Аникина, личный архив Николая Исаева