Скульптор Дмитрий Курамшин: "Хочу сделать серию скульптур по анекдотам о поручике Ржевском"

В Томске скульпторов можно пересчитать по пальцам. Причин этому множество: отсутствие крепкой художественной школы, трудности с производственной базой, дороговизна материалов. К тому же рынок переполнен относительно дешевыми статуэтками «Made in China». Выиграть в нелегкой борьбе за потребителя с плодовитыми китайскими мастерами способны только те авторы, которые могут предложить что-то оригинальное и принципиально иное по качеству.

А между тем, в ХIX веке авторская скульптура была очень популярна. Скульптурные портреты заказывались приблизительно так же, как сейчас хорошие дорогие фотографии. Например, в школах вместо доски с портретами учителей  могла стоять галерея бюстов профессоров. Частные сады возле домов также украшались статуэтками.  Парадокс, но сегодня антикварную бронзовую малую пластику (по крайней мере ХIX века) можно купить дешевле, чем работу современного художника, потому что в свое время ее наваяли в достаточном количестве.
 

!cut Томский скульптор Дмитрий Курамшин работает в жанре малой пластики вот уже двадцать лет. Окончив Пензенское художественное училище, он решил вернуться в родной город, хотя и понимал, что в провинции его искусство будет востребовано гораздо меньше, чем в столице. И, тем не менее, сейчас ему есть чем гордиться – работы Курамшина разлетелись по всему свету и входят в коллекции важных особ, например, шведской королевской семьи и князя Монако.

- Самое востребованное направление моей деятельности сегодня - это изготовление сувениров. Говорю об этом с сожалением, потому что разработка сувенира заставляет держаться в жестких рамках, - рассказывает художник, - Сувенир должен быть недорогим и привлекательным, рассчитанный на массовую аудиторию, ее вкус. А художник должен этому противостоять и идти дальше.
 

Поэтому даже к разработке сувениров Дмитрий старается  подходить максимально творчески. В его ближайших планах, которые уже воплощаются в жизнь, выпустить серию действительно достойных сувениров, посвященных Томску. У него уже есть серия барельефов с видами Томска, «Томск на ладони» и фирменные томские колокольчики из бронзы: один украшает Сибирская Афина, второй - Княжна Тома на вставшем на дыбы коне. Последний колокольчик иллюстрирует известную легенду о том, как разлученная с возлюбленным дочка хана бросилась в реку (ее имя и дало название реке Томь).

Эти сувениры относятся к категории VIP, отливаются ограниченным тиражом, как правило, уже под конкретного заказчика и поэтому в свободной продаже в маленьких киосках их не встретишь. «Сибирская Афина» делалась для Томской областной Думы в качестве подарка высоким гостям. Барельефы и «Томск на ладони» представлены в галерее ТХФ, а каждый экземпляр «Княжны Томы» отливается по индивидуальному заказу.

- В следующем году будет отмечаться двухсотлетие победы России в войне над Наполеоном. По этому поводу я хочу сделать серию скульптур по анекдотам о поручике Ржевском. Эти анекдоты считаются пошлыми, но мне кажется, что такое определение не совсем верное. Это прекрасный образец русского фольклора, протестной народной культуры, сравнимый, например, с «заветными» сказами, частушками. Проиллюстрировать сюжеты анекдотов о поручике Ржевском в классической скульптуре, где пошлость должна отсутствовать по определению – сложная и интересная задача. Но я знаю, как это сделать.
 

Сегодня стало модным дарить авторские скульптуры. Конечно, заказать такой подарок по карману только достаточно обеспеченным людям. Цены на индивидуальную «статуэтку» начинаются от десяти тысяч рублей. Окончательная стоимость зависит от размера, сложности скульптуры и материала, из которого она изготовлена. Заказчику  двадцатисантиметровой бронзовой статуэтки только за металл придется «выложить» три-пять тысяч рублей (цена считается по массе). Тем, кто хочет скульптуру из серебра, за металл придется заплатить в среднем в десять раз дороже.

Дмитрий признается, что профессия скульптора изменила его темперамент. Раньше он был холериком, но теперь его работа приучила к внутреннему спокойствию, терпению и вдумчивости. Создать скульптуру за несколько часов - на одном только порыве вдохновения – попросту невозможно. Сначала десятки эскизов рисуются на бумаге, потом несколько эскизов лепится в пластилине. И только после этого начинается работа над самой скульптурой. Тоже длительная: сначала создается модель, потом с нее снимается форма и только после этого скульптура отливается в металле. Окончательный этап – чеканка, шлифовка, полировка, то есть «доводка» полученного изделия до идеала.
 

- Часто заказчики обращаются ко мне в последний момент, просят сделать скульптуру за несколько дней и удивляются, когда я говорю, что это невозможно. И дело тут не в капризах творческой личности. Только на литье может уйти несколько дней. И это технологический процесс, который никак нельзя ускорить.
 
Кстати, иногда попадаются весьма необычные заказы. Как-то меня попросили сделать именинника в образе греческого бога  Гермеса. А танцевальная группа «Юди» несколько лет назад заказала небольшую скульптурку Михаила Задорнова, сидящего на шпагате. В то время эта томская команда выступала вместе с Михаилом Николаевичем, и в программе были номера, где сатирик садится на шпагат. Оригинальная скульптура была подарена на шестидесятилетний юбилей Задорнова и, говорят, подарок пришелся ему по душе.

Еще одно направление деятельности Дмитрия Курамшина – разработка призов. Без сомнения, самой известной работой в этом жанре является «Урания». Несколько лет подряд бронзовую девушку-бабочку вручали лауреатам Всероссийского фестиваля фантастики. Благодаря чему скульптура нашего земляка разлетелась по всему свету и сегодня ей владеют такие знаменитые писатели как Сергей Лукьяненко, Владимир Васильев, Владислав Крапивин. Кстати, Сергей Лукьяненко назвал «Уранию» «одним из самых красивых призов в мире российской фантастической литературы».
 

- Мне нравится работать над призами. Во-первых, приятно создавать вещь, точно зная, что ей очень будут радоваться. А, кроме того, это ведь очень интересная для художника задача – найти сочетание противоположных качеств. Хороший приз должен соответствовать тематике конкурса и в то же время обладать качествами, присущими скульптуре вообще – аллегоричностью и монументальностью. Подчас очень сложно придумать, как «зашифровать» в скульптуре название конкурса или фестиваля. Так, мне пришлось немало помучиться, разрабатывая приз к телефестивалю «Разум ХХI век». С каждым следующим годом приз все совершенствовался, и только через восемь лет идея окончательно воплотилась в образе «Атланта, держащего небо».

Последние два года Дмитрий тесно сотрудничает с Томским областным краеведческим музеем. Благодаря его трудам, музей регулярно пополняется новыми экспонатами: по фотографии и живописному портрету он сделал бюст золотопромышленника Асташева, для постоянной экспозиции «Эпоха камня» реконструировал и воплотил в скульптуре образ человека эпохи палеолита. Эту работу «принимали» не искусствоведы, а антропологи, специальными приборами замерявшие пропорции черепа получившегося кроманьонца.
 

Дмитрий также помог Краеведческому музею «вернуть» нагрудный знак городского головы второй половины ХIХ века. Несколько лет назад массивная серебряная медаль была похищена из музея. Нагрудный знак, существовавший в единственном экземпляре, был воссоздан по хранящемуся в музее парадному портрету Захария Цибульского.

Кстати, работы Дмитрия можно встретить и в неожиданном месте, например, в кондитерской «Klause-cafe». Художник разработал для этого заведения серию оригинальных скульптур из шоколада: рождественского Ангела, колокольчик «Поклонение волхвов» и плитки с видами Томска.

Текст: Наталья Бабенко
Фото: Мария Аникина, фотомастерская Игоря Щеглика, Константин Буркин, из архива Дмитрия Курамшина