Топ-10 фильмов ужасов

Фильмы ужасов всегда будоражили человеческое сознание. Когда только появился кинематограф, некоторые считали, что это происки дьявола, и живыми картинками управляет нечистая сила. Сейчас таких людей практически не осталось, мы привыкли и не воспринимаем кино как что-то опасное. Однако по ту сторону экрана все же существует нечто, что порой заставляет нас покрываться мурашками. На этом страхе индустрия кино зарабатывает неплохие деньги, ведь фильмы жанра «хоррор» могут уступить разве что комедиям по своей популярности среди молодежи и не только. Поэтому представляем  десятку отборных ужастиков.

Техасская резня бензопилой (2003 г.)
 

!cut Наверное, один из самых знаменитых фильмов про маньяков. Режиссером ленты является Маркус Ниспел, который в 2003 году снял римейк на кино 1974 года Тоуба Хупера с одноименном названием. Правда, в России оригинальная картина Хупера была известна под названием «Механическая пила из Техаса».
 
«Техасская резня бензопилой» ничем не уступает оригиналу по жутковатости и кровавости сюжета. Началось все с того, что однажды полиция в доме простого фермера находит множество искалеченных, зверски убитых тел людей. Все подозрения падают на хозяина дома. Полиция убивает его, но череда жестоких смертей продолжается, и тогда жители городка понимают, что маньяк все еще разгуливает по дорогам штата.
 
Главный злодей фильма — "Кожаное лицо", так его прозвали за то, что он носил маску из кожи своих жертв. Лицо маньяка было сильно обезображено, и таким образом он решил скрыть свои недостатки. Еще одним знаменитым атрибутом фильма является пила, которой психопат совершал убийства. Благодаря этим мелочам, дополняющим образ главного героя, Маркусу Ниспелу удалось создать действительно мрачный и довольно реалистичный хоррор.

Поворот не туда (2003 г.)
 

Молодой врач, опаздывающий на встречу, и компания друзей, желающих отдохнуть, застревают на трассе, так как их автомобили сломаны. Они отправляются на поиски телефона, дабы вызвать спасателей. На ближайшей заправке средство связи сломано, и вся толпа идет в лес в надежде найти хотя бы деревеньку. Но получается так, что они натыкаются на дом, в котором живет семейство жутких каннибалов, рожденных в инцесте. Вот тут-то все и начинается.
Здесь очень много крови, расчлененки и вообще всего, что присуще жанру ужасов. Некоторые момента фильма держат в напряжении, а другие вызывают омерзение.
Оказывается, что все случайности были закономерностями и молодых людей сознательно гнали в ловушку. Режиссер Роб Шмитд, снявший эту картину в 2003 году, хорошо подгадал с природными планами. Такой красивый и девственный лес Вирджинии, казалось не может таить в себе столько зла. Но это и завлекает, делая картину еще более реалистичной.

28 дней спустя (2002 г.)
 

Тема смертельных вирусов, которые истребляют все человечество, далеко не нова для современного кинематографа. Вспомнить хотя бы «Обитель зла» с неубиваемой Миллой Йовович в главной роли или «Заражение», который совсем недавно вышел в прокат. Но лента «28 дней спустя» примечательна тем, что в ней очень хорошо показана вся человеческая драма, которая приходит в мир с новым вирусом.
Фильм рассказывает о человеке, попавшем в крайне затруднительное положение: очнувшись в больнице после 28 дней нахождения в бессознательном состоянии, герой понимает, что прежнего мира, каким он его помнил, больше не будет. Пейзажи пустого, заброшенного Лондона, полное отсутствие на улице живых существ сбивают с толку молодого человека. Единственное, что хоть как-то объясняет новый порядок вещей - газеты на стендах, заголовки которых пестрят сообщениями о необъяснимом поведении людей - внезапных взрывах ярости, в порыве которой законопослушные граждане начинают рвать друг друга в клочья. Позже герой выясняет, что город стал жертвой крайне токсичного вируса, передающегося всеми путями, кроме воздушно-капельного, что оставляет крохотную надежду на спасение...
Лента  драматична и отлично раскрывает человеческие взаимоотношения в трудных ситуациях.

Сияние (1980 г.)
 

Хотя данный фильм относится скорее, к жанру "триллер", его нельзя не упомянуть в нашем рейтинге. Над лентой работал знаменитый режиссер Стенли Кубрик, а главную роль сыграл Джек Николсон. Фильм снят в 1980 году по книге писателя Стивена Кинга. И произведение, и экранизация держат зрителя в напряжении до последней минуты.
 
Временами сюжет кажется немного затянутым, но в последствии понимаешь, что это режиссерский ход для более сильного проникновения в картину.
 
Фильм повествует о семье, которая переехала жить в отель, потому что глава семейства устроился туда на работу. Занятие не пыльное: следить за отелем в «мертвый сезон». Когда все посетители и персонал разъезжаются, в гостинице начинает твориться что-то неладное. Сыну героя мерещатся странные девочки-близняшки, а у папы вообще съезжает крыша. Джеку видятся балы с прекрасными дамами и учтивыми джентльменами, и выпив, он начинает творить безумства. В это же время у его сына проявляется способность, которая и называется «сиянием». Он предчувствует моменты накала страстей и пытается удержать отца от безумства. Но ничего хорошего из этого не выходит. Ввсе заканчивается тем, что Джека приходится убить. В этом семье помогает странный повар, обладающий той же способностью, что и сын.
У Кубрика отлично получилось передать всю мрачную и ненормальную атмосферу, присущую почти каждому произведению Стивена Кинга.

Нечто (1982 г.)
 

Бескрайние просторы Арктики хранят в своих недрах немало тайн. И далеко не все эти тайны нужно поднимать на поверхность... Но что бывает когда до них добирается человек?.. "Нечто" именно об этом.
Сюжет фильма 1982 года от режиссера Джона Карпентера не является новым открытием жанра ужасов. Про пришельцев всегда любили снимать кино, но у Карпентера получилась по-настоящему жуткая картина. 
Арктическая экспедиция обнаруживает в толще льда неопознанный объект, скорее всего неземного происхождения. Радость и смятение наполнили душу исследователей. Тревожность ситуации подогрел странный инцидент на соседней станции - ее обитатели таинственным образом пропали. Однако, радость открытия на время ослепляет героев, мешая увидеть, что причина их неосознанной тревоги совсем рядом, она смотрит на них преданными глазами одной из ездовых собак. Никто и представить не мог, что в шкуре прибившегося к станции пса прячется ужасный инопланетный монстр, имитирующий любое живое существо, им поглощенное.
С атмосферой этого фильма мало что может соперничать: с первых секунд начинаешь чувствовать себя не в своей тарелке. Бескрайняя снежная белизна, монотонность действий героев, очень специфический, но с точностью выверенный саундтрек (кстати, композитором выступил знаменитый Эннио Морриконе) вводят зрителя в транс, погружают в кошмар, наполненный жутчайшими, бесформенными созданиями, в которых можно угадать знакомые очертания, чудовищно преобразованные, словно их рисовал сумасшедший художник, за спиной у которого стоял дьявол...

Хэллоуин (1978 г.)
 

Нельзя не отметить еще одно детище режиссера Джона Карпентера в жанре хоррор, фильм «Хэллоуин» 1978 года. И вновь тема наших любимых маньяков. Но этот фильм можно по праву считать законодателем жанра. Маска главного героя и длинный нож надолго вошли в историю ужастиков, как необходимые атрибуты маньяка, а сама лента неоднократно становилась жертвой пародий.
Лента повествует о Майкле Майерсе, который был обычным ребенком, росшим в неблагополучной семье. Однажды он совершенно без причины убивает свою младшую сестру. Майерса сажают в психиатрическую лечебницу. Доктора тщетно пытаются помочь необычному подопечному. Он все время молчит. Единственное, чем убийца занимается в своей камере - клеит маски из газет и ждет. Проходит много лет и Майклу, копившему черную злобу все это время, удается сбежать из лечебницы, чтобы продолжить череду бессмысленных убийств.
Саундтрек к фильму написал все тот же Джон Карпентер. Музыка вышла под стать главному герою: такая же жуткая, немного затянутая и как нельзя лучше передающая атмосферу ожидания скорого зла.

Кошмар на улице Вязов (1984 г.)
 

Много лет назад в подвале дома на Вязовой улице творились страшные вещи - с виду обычный человек, по имени Фредди, зверски измывался над невинными детьми, удовлетворяя потребности своего больного рассудка. Когда жертва уже ничем не могла заинтересовать душегуба, он сжигал ее, еще живую, в печи, как бы доигрывая последний аккорд в своей симфонии боли, ужаса, страдания, одновременно избавляясь от улик. Но однажды, горожане поняли, кто стоит за исчезновениями их детей и страшно отомстили - маньяк-педофил отправился вслед за своими жертвами, оставив после себя горстку пепла и свое излюбленное орудие пыток - перчатку, к которой были приделаны ножи, и своеобразный след в истории - считалочку, благодаря которой жестокий убийца остался в памяти детей...Прошли годы, и воспоминания о Фредди канули в Лету. Все начали потихоньку забывать образ убийцы, жизнь пошла своим чередом, как будто ничего и не было. Именно тогда и родился самый страшный кошмар. Маньяк нашел выход из преисподней, он нашел путь в сокровенное место любого человека, он научился проходить туда, где каждый чувствует себя всесильным, где каждый чувствует себя в безопасности. Фредди начал проникать в сны и творить там новое зло, используя тайные фобии, желания своих жертв, он начал мстить миру, который его забыл, доводя подростков, живущих на улице Вязов до безумия, питаясь их страхами, становясь с каждым разом все сильнее...
Культовый образ кошмара в полосатом свитере, с обезображенным шрамами лицом, черной шляпе и с неизменной перчаткой-ножами, ставшей фирменным знаком, надолго въелся в сознание любителей фильмов ужасов. Этому так же способствовало чувство юмора злодея, без его "шуточек" не обходилось ни одно убийство. Как бы то ни было, Фредди Крюгер был и остается одним из наиболее харизматичных злодеев-маньяков вселенной ужасов.

Изгоняющий дьявола (1973 г.)
 
 
Всем известно, что наибольший страх у человека вызывает что-то необъяснимое, неправильное в обычных, казалось бы, вещах. Поэтому что может быть страшнее, чем маленькая девочка, одержимая демонами, творящая несвойственные ее физиологии вещи. Видимо этой логике следовали создатели фильма «Экзорцист».
Сюжет фильма прост: он повествует о маленькой примерной девочке, в которую вселился очень могущественный демон, изгнать которого практически невозможно, его можно убить лишь вместе с телом-носителем. Однако святой отец и его помощник, которых вызвала мать несчастного ребенка, еще не знают, с каким злом они столкнулись.
Фильм 1973 года, давший начало целой плеяде ужастиков такого же плана, а также породивший почву для пародий, примечателен как "первооткрыватель" эстетики одержимых. Здесь очень хорошо показано как можно пугать людей одним только человеческим телом (действие фильма происходит в доме, практически в одной комнате), голосом (голос демона сделан действительно очень хорошо, никак не ожидаешь услышать его из уст ребенка, он одновременно пугает и завораживает), небольшим пластическим гримом и неестественной для людей моторикой (вращающаяся на 360 градусов голова). Все эти приемы можно увидеть в последующих фильмах об одержимых демонами, а особенно этим любят баловаться азиатские режиссеры (Японская лента «Проклятие» и иже с ними).  

Пятница 13 (1980 г.)
 

Еще один фильм, положивший начало целой серии "мясных" ужасов, открывающих перед зрителем кровавые реки и берега из внутренностей и расчлененных тел. Здесь раскрыт знакомый многим образ демона Джейсона - амбала в хоккейной маске, обладающего нечеловеческой силой, способного легким движением разорвать человека. Вышедшая 9 мая 1980 года, эта лента, снятая режиссером Шоном Каннингемом, стала очень популярной, собрав небывалую для подобного жанра кассу, и дав путевку в вечность еще одному маньяку.
История жизни Джейсона туманна, куда более известна (и собственно, более важна) история его смерти. Он умер ребенком - утонул на территории лагеря "Хрустальное озеро" (как выясняется впоследствии, жестокие дети издеваясь над ним, столкнули его в воду, и никто из вожатых не пришел ему, не умеющему плавать, на помощь).
Спустя 22 года после своей смерти, Джейсон вернулся во вновь открывшийся лагерь и начал убивать.
Примечательно, что серия про похождения убийцы в хоккейной маске насчитывает 10 фильмов, в том числе и фильм "Джейсон Х", в котором маньяк попадает в далекое будущее, где, собственно, и находит свою смерть. Так же, на своем "пути слепой мести" Джейсон пересекается с Фредди Крюгером (в картине «Фредди против Джейсона» режиссера Ронни Ю), что открыло зрителям вакханалию смерти теперь уже не только наяву, но и во сне.

Паранормальное явление (2007 г.)
 

Из последних фильмов ужасов примечательной стала лента «Паранормальное явление» 2007 года от режиссера Орена Пели. Картина снята в псевдо-документальном жанре, который уже давно привлек интерес зрителей такими фильмами как «Ведьма из Блер», «Монстро», «Репортаж» и прочие.
Сюжет картины повествует о трудном соседстве супружеской пары и неведомой силы, стремящейся испортить молодоженам жизнь. Единственным безмолвным свидетелем происходящего кошмара является видеокамера, на которую герои снимали свою обыденную жизнь, дабы зафиксировать появление полтергейста. Однако ситуация резко меняется - неведомая сила начинает проявлять свое назойливое присутствие, и изо дня в день ощущение тревоги, вызываемой злобным духом, усиливается. Никто из героев не мог и предположить к чему приведет подобное соседство.
Натуралистичность съемок, минимум спецэффектов, неизвестные актеры - все это помогло режиссеру создать удивительно реальную, и от того очень жуткую картину, задающую много вопросов, и, практически не дающую никаких ответов. Поэтому закономерным был выход следующих двух частей фильма.
 
Текст: Василина Фаткулина
Иллюстрации: kinopoisk.ru