"Золотой век органной музыки" в Малом концертном зале

Концерт прошел 14 октября в органном зале филармонии. Органными концертами томичей не удивишь. Тем более, когда играет Наталья Багинская, доцент Новосибирской консерватории, которая довольно-таки часто бывает в нашем городе. Однако мимо афиши "Золотой век органной музыки - эпоха барокко" просто так пройти было сложно. Да и пресс-релизы в СМИ гласили: «Эпоха барокко - расцвет органостроения и органного исполнительства. Это время появления национальных композиторских органных школ, подаривших миру великие имена и гениальные произведения». Какой житель Сибирских Афин откажется от такой культурной палитры, подумала я и пошла на органный концерт.

«Хорошего отдыха!» такими словами проводили меня в зал приветливые билетерши. Легко нашла себе место, ибо публики пришло немного. Не буду лукавить, как некоторые высоколобые критики, что «сегодня здесь собрались знатоки или как минимум любители органной музыки, что в наше время такая редкость». Лично я считаю, для того, чтобы пойти на концерт классической музыки вовсе не обязательно быть ее знатоком. Лично мне как слушателю нужно только одно: с-л-у-ш-а-т-ь  музыку. А что будут исполнять – объяснят профессионалы - историки музыки или конферансье: «Дитрих Букстехуде родился в 1637 году. Ярчайший представитель северо-немецкой органной школы, композитор и виртуоз-импровизатор», – рассказывала музыковед  Василина Сыпченко (про себя: стыдно, стыдно было мне опоздать, и не услышать первое произведение концерта). 

!cut Зато в полной мере, прочувствовала этот переход из жесткого трафика современности с его пробками, цейтнотами и дедлайнами в тишину и глубину веков. Впрочем, тишина была недолгой. Ибо настало время хоральной прелюдии «Сердечность нам нужна» - актуальная пьеса для наших дней, подумалось мне. Неспешное движение голосов. В медленном перепевании главной темы разными голосами, в этой старинной только по названию музыке, можно найти все тоже самое человеческое...

Вообще, меня удивило то, что органные произведения очень легко воспринимаются на слух. Это вовсе не та музыка, что отдает нафталином. Она удивительно свежо слушается. Как, например, хоральная фантазия «Как прекрасен свет утренней звезды». Тон то спокойный, то патетичный, приподнятый. И еле слышный шепот в зале: «это утро», «утро!». Как «Доброе утро!», «Утро доброе!».

Но не все органные произведения спокойные и пасторальные. Орган, как шутят профессиональные музыканты, инструмент громкий. В некоторых произведениях настолько мощные, как модно сейчас говорить прокачанные басы, что покруче навороченного сабвуфера будут. Но, безусловно, не это главное. Главное это  сама музыка, в которой, то пассажи спорят с басами, то слышны минорные, то ликующие интонации и в конце все растворяется в мажорном заключении. И в этом, как считали древние греки, катарсис - возвышение души через искусство.

В финале концерта исполнили токкату ре минор Букстехуде и токкату и фугу ре минор Баха (последнюю абсолютно все знают по рингтонам на мобильных, была на нее такая мода). Мне показалось, что в этом всемирно известном произведении, Бах отдал дань своему великому современнику, своего рода предшественнику и учителю (уж очень похожими мне показались интонации и гармонические построения). И в этом суть – сегодня мы, приходя на концерт, где играют Баха, отдаем ему дань. Как вы уже поняли из моих отвлеченных рассуждений, органная музыка настраивает еще и на философский лад. В общем, сходите как-нибудь на концерт - не пожалеете.

Текст: Саша Светлова.

Фото: bkz.tomsk.ru