Интервью с координатором проекта Frontline в России Юрием Бурцевым: В Томске очень думающая публика

На прошлой неделе в Томске прошел мини-фестиваль кино «Frontline в России». Томичам предложили посмотреть и обсудить фильмы, затрагивающие острейшие социальные проблемы, актуальные как для нашей, так и для зарубежных стран. Какие цели преследует «Frontline», какое кино он «продвигает» и как воспринял фестиваль томский зритель рассказал координатор проекта «Frontline в России» Юрий Бурцев.

- Большая часть фильмов, вошедших в репертуар фестиваля, сняты иностранными режиссерами. С чем это связано? Неужели в нашей стране ничего подобного не снимают?
- Основным заказчиком создания телевизионных документальных фильмов, как в нашей стране, так и за рубежом, являются телевизионные каналы. В Европе и Америке есть  возможность показывать документалистику на широких экранах, в России же такой возможности нет. !cut

Телеканалы-заказчики изначально определяют характер фильма, который нужно снять. И то кино, которое попадает на телеэкраны, с точки зрения тех же телевизионщиков — это, скорее, телевизионные программы, чем документальное кино: то, что походит под концепт, как говорится, чтобы «пипл хавал». И где у нас тогда документалистика, если в кино не показывают, а телеканалы ее не заказывают?

Хотя, если посчитать сколько конкурсов проводит Министерство культуры, Агентство  печати и массовых коммуникаций, получается, что они финансируют достаточно большое количество фильмов, но их никто не видит.

То, что у нас мало отечественной документального кино — это в какой-то мере уже сложившаяся традиция. Дело в том, что наши документалисты в 90% случаев, если не в 99%, пытаются не отождествлять себя с журналистикой. Это связано с тем, что у нас традиционно документалисты вырастают из вгиковской школы, каких-то других школ кино. И у них отношение к документалистике в первую очередь как к экранному произведению искусства, где главными компонентами являются образы, где задачи и сверхзадачи лежат в плоскости вечных ценностей и т. д. Таким образом, размазывается актуальность темы, и острота восприятия.- 

- Как формируется репертуар фестиваля?

- Когда формируется репертуар того или иного фестиваля, нужно придерживаться какой-то концепции, идеи. Понятно, что «идеальный» зритель, которого мы мысленно себе представляем, должен посмотреть все эти фильмы. И если они выстроены в последовательности той, которая позволят найти ответ на вопрос, поставленный предыдущим фильмом, то это хорошая программа. Но это не значит, что обязательно нужно смотреть все фильмы подряд, тем более что они очень разнообразны сами по себе.

- Вы говорили, что фильмы фестиваля стремятся к объективности, но можно ли считать кино, снятое зарубежными журналистами о нашей жизни объективным? Или как раз наоборот: они со стороны лучше видят и понимают процессы, которые происходят у нас?
- Зарубежные журналисты не вынуждены считаться с обстоятельствами той жизни, которую иногда ведут российские обыватели, они не вовлечены в тот круг ответственности, в который вовлечены российские авторы. На самом деле удаленный взгляд иногда позволяет быть более объективным.
Конечно, есть шапкозакидательские фильмы, с такой позицией: «мы знаем как об этом нужно рассказывать», «наша журналистика превыше всего» и «наши достижения нельзя оспаривать и поэтому мы лучше знаем как снимать». Но мы такие фильмы стараемся не брать в нашу коллекцию, хотя попадаются они часто. Фильмы из Лондона от наших английских коллег мы получаем пакетом — 15-20 штук. К российскому показу дублируем или делаем титры только к части этих фильмов, а отсматриваем все.

- Какие цели и задачи ставит перед собой фестиваль «Frontline в России»?
- Сложно отделить томские показы от мероприятий, которые проходят в других городах.
Конечно, у каждого своя специфика. Специфика томской аудитории заключается в том, что здесь звучат гораздо более точные вопросы и суждения. По общему ощущению — более грамотная публика. Поэтому особенностью конкретно этого фестиваля является, наверное, не та сверхзадача, которую мы ставим перед собой в целом, а то, какие фильмы привезены. Наше кино должно дать людям возможность сопоставить свое собственное представление с тем, что показано на экране. А в результате этого мыслительного процесса человек вырабатывает для себя алгоритмы поведения.

- Вы приезжаете в Томск во второй раз, какое впечатление сложилось о городе?
- Хорошее впечатление. Когда гулял как-то вечером, заметил интересную вещь: маленькие фонарики, которые подсвечивают резные окошки, наличники домов. Вот стоит такая огромная Москва, где здания полностью освещены, здесь такие миниатюрные фонарики, которые не портят фасад здания, а подсвечивают резные наличники и это создает ощущение уюта. Вот чем нужно заниматься: нужно давать жителям города возможность почувствовать связь времен, поколений. То, что люди, которые обустраивали этот город, они здесь, они еще с нами, они заботились не только о себе, но и о будущих поколениях. Такое стяжательство в хорошем смысле слова: сбор положительных моментов в жизни, сбор традиций, каких-то  достижений. Мне кажется Томск такой: он предъявляет себя миру как пытающийся сохранить свои достижения.

Текст: Анна Жидкая
Фото: Ольга Хорошилова