Мастер-класс по керамике в Музее истории Томска: Как обращаться с глиной

Насколько разнообразными могут быть керамические изделия посмотреть сегодня можно на выставке Музея истории Томска «Живая глина». Попадая в зал, понимаешь, что с помощью глины можно создать все, что угодно: от вазочки, свистульки или игрушки до скульптуры и даже рельефной картины. А по субботам посетителям музея предоставляется возможность увидеть этапы создания керамического изделия и даже попробовать слепить свой собственный шедевр из глины. Побывали на мастер-классе по керамике и корреспонденты «Афиши».
 
!cut

- Однажды после пожара человек обнаружил спекшуюся глину и таким образом открыл новый материал, с которым можно работать, - рассказывает ведущая мастер-класса художница Наталья Суркова. - В древности керамикой занимались женщины. Этот факт доказан исторически: на найденной археологами древней керамической посуде остались отпечатки именно женских пальчиков.

Художница называет глину «живым материалом». Поэтому на самом первом этапе творчества ее необходимо почувствовать, ощутить пластичность и даже поговорить с ней.
 

- Я сначала всегда здороваюсь с глиной, прошу ее быть податливой, подсказать мне, что можно из нее сделать, - рассказывает Наталья Степановна, - Умерев, человек становится землей, в глине все наши предки. Поэтому и говорят, что глина живая. Знаменитый восточный поэт и философ Омар Хайям очень много писал о гончаре и глине. Он не раз говорил: «Глина - это я», а также предупреждал «Человек, ходи по земле бережно, ведь твоя нога может наступить на глаза твоей возлюбленной». Давно известно, что глина обладает целебными свойствами. Замечено также, что гончары обычно не болеют, и у них всегда хорошее настроение.

Участникам мастер-класса Наталья Суркова показывает различные техники работы с глиной, учит создавать фактуру поверхности, делать рельефы, а также делится своими фирменными секретами мастерства, которые есть у каждого керамиста. Так, например, рельефные горы на керамическом пласте можно получить с помощью подложенной под него скомканной бумаги. Высыхая, глина «опадает» на бумагу, что позволяет получить великолепную игру плосткостного и объемного.
 

- Изначально керамика была черно-лощеной и красной, и только спустя века люди научились раскрашивать глиняные изделия с помощью люстров и окислов, - поясняет Наталья Степановна.  - Черно-лощеная керамика получается при обжиге изделия в печи, на дровах. Чем дальше от углей, тем темнее будет цвет. Можно сказать, что изделие окрашивается с «помощью» дыма.

Кстати, для того чтобы из природной глины, самостоятельно собранной где-нибудь за городом, подготовить материал пригодный для работы, потребуется немало усилий и специальных знаний. Глину нужно мыть, процеживать, затем гипсы должны забрать у нее лишнюю влагу. Поэтому новичкам рекомендуется приобретать уже готовую глину, которая продается в художественных салонах.
 

Один из самых интересных этапов мастер-класса – работа на гончарном круге. Несмотря на то, что в ХХI веке уже, разумеется, существуют электрические гончарные круги, в зале музея установлен ножной круг - точно такой же, которым человек пользовался с III века и до наших дней. Когда наблюдаешь за работой гончара, создается ощущение, что посуда каким-то волшебным образом буквально вырастает из комка глины. Честно признаюсь, впервые садиться за гончарный круг страшновато. Однако, как утверждает Наталья Суркова, у некоторых людей есть врожденный талант керамиста, и поэтому у них все получается уже с первого раза.

- Недавно пятилетняя девочка-таджичка села за гончарный круг и своими тоненькими маленькими пальчиками вылепила горшок. У этой нации способности к работе с глиной заложены на генетическом уровне. Кстати, детские психологи рекомендуют родителям давать малышам возможность лепить из глины - при работе с этим материалом у детей развивается речь и моторика.

Обжиг – один из сложнейших и непредсказуемых этапов работы с глиной.
 

- Ни один керамист не знает, как именно его изделие будет выглядеть после обжига: люстры и пигменты непредсказуемо могу поменять цвет, если ты хоть в чем-то нарушил технологию, изделие может треснуть, исказиться, подтечь. Но, как говорят керамисты, что бы у тебя в конце концов не получилось, оно все равно будет выглядеть прекрасно. Случайные подтеки даже придают произведению определенный шарм.

Цена на авторскую керамику может составлять несколько тысяч рублей. Столь высокая стоимость объясняется несколькими факторами. Во-первых, дорогими красками (например, известный томский керамист Наталья Браневская в некоторых своих работах использует настоящее золото). Кроме того, керамика - вещь достаточно времязатратная. Так, только обжиг изделия длится тридцать шесть часов при температуре 1200-1500 градусов.

Наталья Суркова уверена, что с глиной может работать любой человек – все зависит только от его желания. Начать постигать азы этого искусства не поздно в любом возрасте. Для взрослых в томских художественных школах существуют вечерние курсы по керамике. А самым первым шагом может стать участие в мастер-классах, которые будут проводиться в Музее истории Томска каждую субботу до конца года.

Текст: Наталья Бабенко
Фото: Ирина Кашанян
 
Фоторепортаж с мастер-класса можно посмотреть здесь

Программа следующих мастер-классов:

26 ноября. Учимся делать окарины – свистковые флейты и работать на гончарном круге. Развиваем мелкую моторику и дыхание. Занятие проводит керамист и психолог Наталья Беспалова
3 декабря. «Необычные рыбы» и работа на гончарном круге. Занятие проводит Тамара Васильева
10 декабря. Делаем эксклюзивную посуду вместе с Андреем Салтаном – мастером работы на гончарном круге
17 декабря. Настенные панно: «Пейзаж», «Автопортрет», и, конечно, гончарный круг! Занятие проводит Наталья Суркова
24 декабря. «Предновогодняя суббота» - лепка драконов всех видов и мастей