Музыкальный «ТеплоОбмен»: Андрей Турыгин и Евгений Серебренников

«Теплообмен», проект организованный администрацией Томска совместно с джаз-кафе «Underground» и продакшн-студией «Крупным планом», продолжается. Благодаря ему молодые томские дарования встречаются с профессиональными музыкантами. На сей раз в стенах Детской школы искусств № 1 юные таланты общались с новосибирцами Андреем Турыгиным (саксофон) и Евгением Серебренниковым (пианино). Любопытно, что это первый случай, когда в «Теплообмене» принимали участия российские музыканты. Без необходимости перевода находить общий язык проще, и томские ребята получили от гостей множество полезных рекомендаций.
 
!cut
 
Афиша пятого «Теплообмена» обещала одного гостя, саксофониста Андрея Турыгина. Он преподает в Новосибирской Государственной Консерватории и специальной музыкальной школе (колледже) при Министерстве культуры РФ, также, естественно, выступает сам – Андрей солист биг-бэнда под управлением Владимира Толкачева и Концертного духового оркестра под управлением Арнольда Каца. Но на сцене он появился в паре вместе со своим давним другом и коллегой - пианистом Евгением Серебренниковым.

По традиции, в начале общения гости рассказали начинающим музыкантам, как им удалось стать мастерами своего дела:
- Я вырос в сибирской глубинке, мой отец был музыкантом. Поступил  на фортепианное отделение Новосибирской консерватории, - кратко представил свою творческую биографию Евгений Серебренников. – В студенческие годы однажды услышал джазовую музыку и сразу же влюбился в нее. Но не думал, что сам когда-то буду играть джаз. Выбрал это направление уже после консерватории.
 
 
- У меня все проще – я даже никуда не переезжал, родился в Новосибирске и там же учился, - улыбается Андрей Турыгин. – В детстве не собирался связывать свою жизнь с музыкой, хотя в роду было много музыкантов. Меня отдали учиться играть на фортепиано. В 15 лет я музыкальную школу закончил, и, как и многие ученики, подумал: «Наконец-то!». Ходил на занятия потому, что «надо», осознанного желания не было. Но прошло немного времени – и я, к своему удивлению, сам начал садиться за инструмент, учить новые произведения. Потом мой друг, у которого и слуха-то не было, выучил несколько аккордов на гитаре. Тогда я тоже не выдержал – начал подбирать музыку, а затем и сам писать песни, играть их на гитаре.

Вскоре Андрей уже стал клавишником одной из местных рок-групп. Играли популярный тогда, в 1980-х годах, репертуар: песни Александра Барыкина, Владимира Кузьмина, группы «Динамик» и других «звезд» тех лет. А через пару лет в жизни Турыгина наконец появился саксофон, и опять не без помощи приятелей:
- Один знакомый похвастался, что его научат играть на саксофоне, меня это задело, я решил непременно научиться раньше него и поступил в музыкальное училище, - признается Андрей Турыгин. – Многое узнал, но и понял, что еще большего не умею.
 
Затем уже по собственному желанию поступил в консерваторию, окончил ее, пошел в аспирантуру. Преподавал класс саксофона в музыкальной школе, играл в оркестрах и группах. С коллегами музыкантами мне всегда везло!
 
 
Андрей Турыгин уверен: духовая музыка меняет мировоззрение учеников. Одно дело просто корпеть над теорией сольфеджио, а другое – осваивать все на практике с помощью инструмента. Новичкам саксофонист дал важный совет:
- Можно играть джаз по нотам, но этого мало, обязательно учитесь подбирать музыку, точно, до нюансов, копировать ее, иначе не поймете суть джазового языка.
 
Что умеют юные томские саксофонисты, на «Теплообмене» продемонстрировал 12-летний Максим Елизаров, ученик ДШИ №1, лауреат третьего открытого областного фестиваля эстрадно-джазовой музыки «Играем джаз» и других конкурсов. Максим исполнил «Голубую луну» Роджерса. Как опытный преподаватель, Андрей Турыгин сразу дал начинающему саксофонисту множество советов.
 
- В целом ты молодец, но большой палец нужно держать иначе, а то с более сложными произведениями ты не справишься, - отмечал мастер. – Еще странно – почему у тебя на саксофоне много вмятин? Ты не любишь свой инструмент и часто его роняешь? Обращайся с ним бережней! Вмятины могут влиять на звук, искажать его. Также рекомендую всем духовикам: не играйте только свои любимые длинные ноты, которые вам удаются. Обязательно должна идти работа на сопротивлении! Важно владеть всеми регистрами, не только средним, но и нижним, и верхним. Причем, чтобы уверенно интонировать в верхнем регистре, нужно серьезно заняться нижним.
 

Максим начал свое знакомство с музыкой с флейты, а затем выбрал класс саксофона. Через год он уже окончит музыкальную школу, но играть не перестанет: хочет освоить гитару, и не бросать саксофон.
- Перед выступлением волновался, - не скрывает Максим. – Но было интересно. Понравилось, как играли наши гости. Они держались очень спокойно. Буду равняться на них.
 
Появились на сцене и другие начинающие духовики – трио флейтистов, студенток томского областного музыкального колледжа имени Э.Денисова. Вместе с концертмейстером Натальей Пестовой они представили «Буги-вуги» Черни. Прослушав композицию, Андрей Турыгин дал им советы, как правильнее играть ансамбли:
- Вы играли отдельно от фортепиано, ансамбль – это не ваше трио, это три  флейты и пианино. Слушайте не только себя, чувствуйте ритм, который задается фортепиано. Хочу еще сказать о распространенном заблуждении. Многие думают: классика это канон, а джаз это свобода, это эмоции. Но эмоция – не просто внутреннее состояние исполнителя, она рождается от технично сыгранной музыки. Джаз – это в первую очередь жонглирование синкопами и сильными долями, а уже потом эмоции. Важно соотносить свою игру с объективным темпом. У меня ученики с 6 лет работают на уроках с метрономом. Это помогает чувствовать ритм.
 
 
А Евгений Серебренников восхитился работой концертмейстера:
– Когда узнал, что играют «Буги-вуги», то испугался: «Будет караул какой-то!», потому что играть один и тот же ритмический рисунок 5 секунд несложно, полминуты труднее, а выдержать целое произведение удается далеко не всем, - утверждает Евгений Серебренников. – Представьте, что вам нужно с определенной периодичностью просто стучать. Даже это сложно делать минуту. Мы же услышали длинную композицию, где ритм оставался четким.
   
После «Теплообмена» новосибирские музыканты ответили на вопросы «Афиши»:
 
@: Евгений, насколько сложно играть дуэтом с саксофоном? В чем особенность таких ансамблей для пианиста?
- В любом дуэте, не важно, с саксофоном или с гитарой, главное - умение слышать игру партнера. Когда пианист выступает в роли аккомпаниатора, то его задача - не напортачить, не «сломать» ничего, быть максимально сосредоточенным. А в идеале – еще и помочь партнеру реализовать его задачи. Когда играет настоящий мастер, дуэт удастся, если ты поможешь ему, музыка от этого только выиграет. Если ты аккомпанируешь не очень опытному музыканту, то помогать придется еще больше. А выступая с саксофонистами уровня Андрея, всегда интересно подбрасывать им новые идеи. Тогда они не просто играют, но и постоянно вносят что-то новое, импровизируют.
 
@: Андрей, посоветуйте, как понять, что ребенка надо отдавать обучаться на саксофоне?
- Я убежден, что ребенок сам должен определить, на каком инструменте он хочет играть. Если его приводят ко мне родители, я всегда спрашиваю у ребенка, сам ли он выбрал инструмент. Когда слышу ответ «Нет», то отправляю их домой. Важно, чтобы ребенок, пусть даже неосознанно, не представляя, как на саксофоне играть, все же интересовался им. Если ему нравится игрушка, он хочет с нею играть, также и с инструментом.
 
@: Можно ли уже при первом прослушивании понять, есть ли у малыша талант к игре на этом  инструменте?
- Как показывает моя практика, к сожалению, при первом знакомстве с детьми определить почти невозможно. Можно выявить только очень яркие таланты, но таких, как правило, меньшинство. А 85% новичков - это «темные лошадки», насколько они способны, станет ясно только через некоторое время.
 
@: Саксофон часть привлекает и взрослых. Можно ли научиться играть на нем в солидном возрасте?
- У меня было много взрослых учеников. Дело не в возрасте. Однажды женщина старше 70 лет брала уроки. Правда, она недолго проучилась - ее мучила гипертония, а от саксофона давление поднималось еще выше. Это нормально, хотя и грустно -  в 70 лет играть на инструментах уже тяжело.
 
@: Вы преподаете уже 23 года. Как на ваш взгляд – саксофон за это время стал популярнее в Сибири?
- Да, Новосибирск сейчас просто кладезь саксофонистов - благодаря тому, что у нас существует уже 2 школы. Одна, самая старая в городе - в музыкальном колледже, там на эстрадном отделении Владимир Тимофеев преподает джазовый саксофон, импровизацию. Его ученики уже прославились за рубежом. Также есть класс вашего покорного слуги, где я занимаюсь немного джазом, но мое основное направление это академический саксофон, прежде в Новосибирске его вообще не изучали. Я поставил перед собою цель - мне хочется, чтобы публика знала саксофон со всех сторон. Он же создан еще в 1841 году, и столько композиторов еще в 19 веке писали музыку для этого инструмента - сольные программы, концерты для саксофонов, духовые составы с участием саксофона… Но об этом мало кто знает, мало кто слушает музыку, которая написана в те годы. Я хочу это исправить.
   
Следующий «Теплообмен» ожидается в середине января. Скорее всего, в начале 2012 года с томскими юными музыкантами пообщаются гости из Америки.
 
Текст: Мария Симонова
Фото: Евгения Швецова