Как сделать "живую" куклу: интервью с директором компании "Аниматроник" Андреем Рюминым

Когда ты смотришь на этих разговаривающих, смеющихся, в буквальном смысле живущих своей собственной жизнью кукол, возникает ощущение, что ты попал в сказку. Домовенок Кузя с Бабой Ягой, Паниковский, Буратино и Папа Карло не только сами по себе двигаются и разговаривают, но и шутят. Эти симпатичные персонажи снаружи – внутри набиты электроникой, деталями и специальными программами, которые и делают их такими обаятельными и привлекающими внимание каждого. Кто и как делает «живых» кукол рассказал журналисту «Афиши» Андрей Рюмин, куратор выставки «Куклы без кукловода»,  директор компании «Аниматроник», также автор кукол и сценариев анимационных композиций.

!cut

Андрей, расскажите, как у вас появилась идея выставки «Куклы без кукловода»?
Выставка является нашей, так сказать, реакцией, на то, что мы сделали больше 130 анимационных композиций и кукол. Куклы живут где-то по углам, по чуланам, в других городах, и даже странах, и их не видит томский зритель. Часть куколок мы выкупили и использовали для организации выставки. То есть решили организовать такую публичную демонстрацию достижений нашего небольшого народного хозяйства. Сейчас на выставке много различных персонажей – Пират, Меломан,  Диджей, зицпредседатель Фунт и прочие. Все они двигаются, произносят тексты.

Вы сказали, что куклы на этой выставке собраны из разных мест. Как так получилось?
Все наши куклы сделаны на заказ и уже где-то служили. Швея, например, в «Белой розе» работала. Почтальон Печкин где только не был: и на туристической выставке с городской администрацией, и в СУ-13. Байкер работает на стенде Администрации Томской области и принадлежит Департаменту реального сектора экономики и поддержки предпринимательства.

То есть вы делаете кукол для бизнеса?  
Наша производственная фирма, марка «Аниматроник», под которой мы уже более десяти лет работаем, она делает кукол для разных людей. В первую очередь для тех, кто выставляется на стендах и им нужен робот-помощник, который будет не просто роботом, а роботом-актером  и будет привлекать внимание людей. Человек, например, проходит мимо, и раз - увидели чудо, и задержались у стенда.
Также мы делаем кукол для  предпринимателей, которые озабочены тем, чтобы их дело было представлено ярко. Это кафе, рестораны, офисы, даже стоматологии, и плюс всевозможные учреждения государственные, в которых наши куклы также оживляют пространство.
 
А что-нибудь особенное, эксклюзивное делаете?
У нас каждая кукла – это штучный товар, ручная работа и какая-то особенная идея.
У нас есть так называемая группа дарителей, которые озадачены поиском необычного вип-подарка. И вот мы, в частности, делали практически всех членов правительства, включая президента России. И наши томские руководители дарили московским политикам их «живые портреты».

То есть такая кукла это акт политической воли?
У нас любая кукла – это акт чьей-то воли, потому что мы работаем под заказ. И когда к нам приходит человек и говорит: у моего друга день рождения – наша задача сделать то, что в магазине не купишь. И если уж делать, то надо делать интересно. А политическая воля присутствует только в том, что надо соблюсти грань между чувством юмора, безудержной фантазией художника и приличиями.

А делали кому-нибудь из чиновников таких кукол, чтобы и им понравилось, и вам было интересно работать?

Двойника Сергея Миронова делали. С ним было интересно, потому что он охотник, рыболов, десантник, геолог. На радио питерском нашлись чудесные интервью, где и он и песни поет, и что-то из своего детства рассказывает. Кукла получилась великолепная –сидит мужик у костра, байки травит.
Изготовляли, например, куклу Эльвиры Набиуллиной. Она у нас была прорицательницей, поскольку экономическое прогнозирование оно всегда своего рода «гадание». Дали ей магический шар, карты Таро, плащик, расшитый звездами – сделали ее волшебницей в стиле фильмов о Гарри Поттере. По крайней мере, ей понравилось, как мне потом сказали.

Расскажите о людях, которые делают кукол.
Я занимаюсь придумыванием идей кукол, сценариев для них. Есть постоянные сотрудники, которые занимаются непосредственно изготовлением. Наташа Алексеева – скульптор по дереву, мама Карла наша. Инженер-электронщик Владимир Макеев, есть механик-конструктор Александр Осипов и инженер Юрий Мальцев. Озвучивает кукол в основном Вячеслав Гуливицкий, иногда другие актеры.
Также есть много людей в Томске, мастеров, которые привлекаются по мере необходимости. Швеи, столяры, театральные специалисты, например, чтобы паричок сделать. Или вот делали куклу донскому предпринимателю-казаку, у которого есть оружие именное. Нам прислали фотографии этого оружия, и мы нашли мастера, который сделал точно такую же винтовочку в миниатюре. 

Каким нужно быть человеком, чтобы получалось делать «живых кукол»?
Во-первых, надо быть очень упорным. Это такое дело, которым надо заниматься. Для него надо изыскивать постоянно возможности, средства. Вот мне как директору нужно все время удерживать людей, которые могут хороших кукол делать, но они не будут делать это бесплатно. То есть, это надо поставить на профессиональную основу. Иначе никак, ничего не получится.

А почему заказывают именно здесь в Томске?
«Аниматроник» - это томский проект по определению. Здесь все компактно. Мне, например, надо какую-то железяку выточить -  я и до Академгородка пешком дойду. И можно быстро найти нужного человека. И второе дело, что здесь очень большая концентрация мозгов, специалистов. Как технических, так и творческих, и они все друг друга знают. А вот, скажем, в Москве такой проект невозможно будет реализовать.

Как рождаются идеи для какой-либо куклы?
Из бытовых мелочей,  с прикола какого-то механического. Тот же Байкер начался с «мыльницы», ее выкинуть было жалко. Я взял и выдрал из нее вспышку, из вспышки родилась сварка, из сварки родился Байкер – все. И так вот много чего. С машинки «Зингер», которую нам кто-то приволок, началась Швея. Вообще, у нас полный компьютер придуманных кукол интересных, например, есть все персонажи Ильфа и Петрова. Просто пока это некогда сделать.

А какие-нибудь социальные проекты у вас есть?
Аптекарь, что собирает деньги в аптеке №1 в фонд имени Алены Петровой.  Это была первая социальная кукла. Идея была хорошая, и она работает. Часто человека побудить положить рубль на благотворительность, скажем так, непросто. Люди или просто внимания не обращают на это, или понимают, что надо дать, но как-то стесняются. Но когда вот этот аптекарь анекдот рассказывает… Человек один послушает, достанет червонец, опустит, второй послушает и опустит. То есть идея все-таки работает. В первый день денег собрали больше, чем за месяц. Поэтому я считаю, что надо как-то так стимулировать. Благотворителем должен быть тот, кто куклу купит, закажет. А она уже деньги соберет. 

А для города что-нибудь делаете?
Есть у нас такой проект как «Живая витрина»: когда спектакль играется за стеклом. Раньше было несколько в магазине «Олимпик шоп» на Горьком, лет десять назад. За стеклом было кафе. Девушка пила кофе и «перелистывала ножки» (перекидывала одну ножку на другую и наоборот), а парень просто поднимал голову и ронял ее – дремал, перебравши, то есть. Вроде бы все просто, но мизансцена была романтическая. И она была такая наша, российская.

И это была своего рода  достопримечательность, типа скульптурного Волка, что на Шевченко. А сейчас что-нибудь такое планируете? 
Мы хотим создать в Томске свою достопримечательность. У нас есть разработки для будущей краеведческой экспозиции, которую намереваемся сделать. Это эскизы композиции "Тоян и Борис Годунов", проекты живых портретов томских купцов, декабристов и образы современных горожан. Но это пока проекты, которые будем предлагать городу.

А есть что-то такое, о чем мечтается «Аниматронику»?
По поводу того, о чем мы мечтаем... У нас есть технологии, которые позволяют наши куклы, в общем-то, в любом количестве завязать в единый спектакль. Они будут разговаривать, общаться. Необязательно, чтобы это были разные куклы, можно сделать залы тематические. Для этого нужно только помещение, которого мы пока не нашли.
Еще хотим, чтобы в городе была «живая витрина», достопримечательность такая, мы бы о ней заботились, лелеяли. Чтобы была одна экспозиция, постоянная для города, и одна -  для «набегов» на соседние регионы. Чтобы можно было загрузить «Газель» и всех удивить. Чтобы не динозаврами детей пугать, а какими-нибудь интересными героями увлечь, которые были бы волшебными, скажем так.

А что самое главное в вашем творчестве?
Любой человек – он несет себя, чтобы он там не делал. Пишет он книгу либо делает деревянную скульптуру как Леонтий Усов. Он доносит свое «я» до людей. Видимо, и у меня такая же потребность есть.
Ну и еще один момент, для меня важный. Я чиновников многих знаю, предпринимателей тоже. А вот людей, которые живут в городе, не знаю. Поэтому смотрю, какие студенты приходят, школьники. Мне интересно, когда приходят бабушки. Пенсионерки здесь вообще полноценно проводят время. Они каждую куклу от начал до конца выслушают. Посидят, все расспросят, им интересно все безумно. Они всю жизнь пахали-работали, наконец, у них время свободное появилось посмотреть на кукол. Когда люди приходят – их улыбки, их реакция – это и есть главное.

Текст: Александра Тимонина

Фото: Евгения Швецова