Творчество прерафаэлитов в Томске: о чем рассказывают старые фотографии

Мы уже забыли, что когда-то фотография не была столь доступной, как сегодня. Более ста лет назад процесс изготовления снимка был чрезвычайно трудоемким и дорогостоящим. Фотооборудование было тяжелым, а его установка занимала много времени. Тем удивительнее насколько прекрасные чудесные снимки удавалось делать первым фотографам.

Экспозиции «Прерафаэлиты и фотография», открывшаяся в Художественном музее дает возможность познакомиться с творчеством, существовавшего в середине ХIХ века, Братства прерафаэлитов, а также увидеть самые первые образцы фотоискусства.

!cut

Представленные на выставке снимки не являются репродукциями, они были напечатаны с оригинальных фотопластин. Экспозиция, сформированная Британским советом, была отдана в дар Томскому областному музею в 2001 году.

Говоря о прерафаэлитах, нельзя не упомянуть о целой галерее созданных ими женских образов. Художники отказались от идеалов викторианской Англии и обратились к новому типу женской красоты. Женщины в их работах - отрешенные, спокойные и таинственные. И в тоже время они способны на страсть и сексуальное влечение, а эти черты шли вразрез со взглядами типичных представителей викторианской эпохи.

К числу самых известных женских фотопортретов, созданных прерафаэлитами, относятся снимки Джейн Моррис, сделанные художником и поэтом Данте Габриэлем Россетти в июле 1865 года. Кстати, героиня этих фотографий является личностью не менее интересной, чем сам знаменитый Данте. Девушка выросла в семье конюха и ей была уготована карьера прислуги, однако знакомство с прерафаэлитами изменило всю ее жизнь. Необразованная Джейн выходит замуж за художника Вильяма Морриса, учит французский и итальянский языки, становится искусной пианисткой, а ее манеры и речь настолько преображаются, что современники отныне описывают Джейн Моррис не иначе как «царственную» особу.

А вот судьба другой знаменитой музы прерафаэлитов – рыжеволосой красавицы Элизабет Сиддал сложилась трагично. Брак с Данте Габриэлем Россетти не принес счастья молодой художнице и поэтессе. Сиддал умирает в возрасте 33 лет. С ее похоронами была связана очень неприятная история. На похоронах «своей Беатриче» Россетти в порыве отчаяния положил в гроб возлюбленной рукописи своих стихов и поклялся оставить поэзию. Однако через несколько лет художник приходит к выводу, что его юношеские стихи все же заслуживают внимания, решает их опубликовать и вскрывает могилу Сиддал на Хайгетском кладбище. Этот поступок Россетти очень шокировал его знакомых и друзей.

История Братства прерафаэлитов началась в 1848 году, когда несколько молодых английских художников объединились для того, чтобы низвергнуть царившие тогда в британской живописи каноны Высокого Возрождения и заявить новое слово в искусстве. Они отказались от идеалов и канонов «основателя академизма» Рафаэля, решив вернуться к искренности и наивности раннего итальянского искусства. Как это часто бывает, поначалу оппозиционное и даже тайное движение через какое-то время завоевало огромную популярность. Постепенно прерафаэлитизм из художественного направления превратился в модный стиль жизни, а его эстетика воплощалась во всем – от архитектуры до интерьеров и, конечно же, литературы.

Прерафаэлиты вошли и в историю фотографии. Так сложилось, что возникновение Братства совпало по времени с изобретением мокрого коллоидного процесса, пришедшего на смену дагеротипии и несколько упростившего процесс фотографирования. Сама фотография казалась прерафаэлитом чем-то чудесным и волшебным. Они занимались фотографией весьма активно и, разумеется, воплощали в снимках свои эстетические принципы. Благодаря массе освещенных деталей на плоскости, искусствоведы сравнивают типичные для прерафаэлитов живописные работы со шкатулкой с драгоценностями.

Как для живописи, так и для фотографии прерафаэлиты часто черпали вдохновение в мире образов романтической средневековой литературы и поэзии. И именно литературное произведение (поэма Альфреда Теннисона «Волшебница Шалотт» о девушке, которая погибла, сбежав из зачарованного замка), стало основой для одной из самых знаменитых фотографий – снимка Генри Пича Робинсона «Леди Шалотт». Кстати, эта фоторабота, которую томичи также могут увидеть на выставке, является прекрасным примером фотомонтажа. Снимок печатался с двух негативов: на первом была снята лежащая в лодке натурщица, на втором – окружающий ее пейзаж.

К «литературным фотографиям», представленным на выставке Томского художественного музея, относятся и фотографии Джулии Камерон, которые иллюстрируют истории о короле Артуре, рыцарях Круглого стола и поэмы Теннисона. Миссис Джулия Камерон не была профессиональной художницей, однако при этом ее фотографии очень напоминают картины. Кстати, по воспоминаниям современников Джулии Камерон для создания образов благородных рыцарей и прекрасных дам часто позировала прислуга – садовники и горничные. Она убеждала своих натурщиков преодолеть неловкость, постараться придать своим лицам долженствующее выражение полное страсти и несказанной печали соответственно и продержаться так не менее сорока секунд. Конечно, зачастую результаты таких фотосессий были провальными, но иногда женщине все же удавалось сделать прекрасные снимки.

- Все работы этой выставки, несомненно, имеют художественную, историческую и документальную ценность, - говорит travel-фотограф и документалист Сергей Медведчиков, - В отличие от живописи и многих направлений современного искусства, фотография понятна любому. Конечно, для современного человека ценность фотографии очень размыта. В связи с распространением цифровых технологий, мы имеем миллиарды изображений. Однако чем больше появляется людей, считающих себя фотографами, тем меньше достойных работ мы видим. К сожалению, далеко не каждый может отличить шедевр от второсортного снимка, поэтому посещение подобных выставок пойдет на пользу любому.

Алиса Линдделл

Рассказывая о выставке «Прерафаэлиты и фотография», невозможно не упомянуть о произведениях фотографов почти неизвестных нашим современникам, но оставившим заметный след в истории фотографии. В их числе глава фотографического общества в Лондоне Р.Фентон, первая женщина-фотограф леди Хаворден, изобретатель мокрого коллоидного процесса Ф.С.Арчер.

Однако есть на выставке и снимки человека известного, наверное, каждому россиянину. Знаменитый Льюис Кэрролл (Чарлз Латуидж Доджсон) автор сказок «Алиса в стране чудес» и «Алиса в зазеркалье» тоже серьезно занимался фотографией. И на выставке в числе его прочих фоторабот томичи могут увидеть портрет Алисы Линдделл – той самой девочки, для которой Кэрролл написал свои чудесные сказки.

Текст: Наталья Бабенко