Первая премьера в ТЮЗе после ремонта: Начали с «Женитьбы»

Какой премьерой открывать большую сцену после ремонта? Классикой, конечно, только классикой – решили в томском ТЮЗе. После размышлений выбрали пьесу Н.В. Гоголя «Женитьба», комедию, имеющую все шансы стать популярной у зрителей, а также позволяющую занять в спектакле большую часть труппы.
 
!cut
 
Для постановки пригласили московского актера и режиссера Александра Власова. С ним ТЮЗ познакомился благодаря другому Александру – Загораеву, уже поставившему в театре несколько спектаклей. Режиссеры учились на одном курсе в Театральном институте им. Бориса Щукина. Комедия «Женитьба» еще во время учебы привлекала Александра Власова – именно она стала его дипломным спектаклем. Вскоре режиссер поставил пьесу второй раз – в московском продюсерском центре «Новое искусство», где задачей было сделать спектакль кассовым.

Бог любит троицу – и третий раз Власов работал над «Женитьбой» уже в Томске. Говорит, что спектакль отличается от предыдущих, в частности, специально для него белорусский композитор Вячеслав Зиновский записал несколько треков – они звучат в финале и помогают добиться ощущения фантасмагории.
 
 
Гоголь считается мистическим автором, в Томске во время работы над его пьесой выяснилось несколько необычных совпадений.
- Все события в «Женитьбе» происходят за один день, это субботу первой седмицы,  официальное окончание Великого поста, - поясняет Александр Власов. – Удивительно, но премьера нашего спектакля пришлась на тот же праздник, на субботу 21-го апреля. Были и другие параллели: например, замысел пьесы родился у Гоголя в 1833 году. А в томском театре идет 33 сезон.
 
Главной темой «Женитьбы» Власов считает мертвую душу человека, неспособность на истинную любовь:
- Идет подмена любви, - отмечает режиссер. - В основе гоголевской истории абсурдная ситуация. Страх перед настоящими чувствами - тема актуальная во все времена, не только в эпоху Николая Васильевича, но, увы, и в наши дни.
 
Начинается абсурдная история о срочном выборе жениха в ТЮЗе пока чересчур неспешно. Первым сценам с будущим женихом Подколесиным (заслуженный артист Бурятии Всеволод Трунов), его другом Кочкаревым (Денис Иванищев) и свахой Феклой Ивановной (Елена Ильина) ощутимо не достает динамики. Во время их диалогов порою невольно начинаешь рассматривать декорации (художник спектакля – Владимир Кан). На заднем плане – словно предвещающие финальное окно, куда выпрыгнет жених, многочисленные проемы в старинных «газетах» с объявлениями (где, как не среди букв, обитать гротескным, придуманным героям Гоголя). Среди них встречаются интересные – например, реклама «Интимного театра А.Н. Бухарова», невольно напоминающая о томском театре Алевтина Буханченко «Интим». Правда, режиссер утверждает, что все совпадения случайны, поскольку объявления реальные, найденные в архивах.
 

Но постепенно действие все-таки забирает все внимание на себя. В первую очередь – благодаря Кочкареву. Этот темпераментный тип удается Денису Иванищеву, на сцене становится все больше напряжения и энергии. Колориту действию добавляет эпизодический персонаж крестьянка Дуняшка (Евгения Алексеева). Ее нелепая, всклокоченная, любопытная девка на сносях особенно выразительна в своих странных плясках. Они добавляют спектаклю ощущения абсурда.

Неожиданна в своей роли невесты Агафьи Тихоновны Мария Суворова, убедительно предстающая на сей раз комической, характерной актрисой. Она совершенно не боится быть смешной и неказистой. Стоит посмотреть на женихов. Самовлюбленный Яичница (заслуженный артист РФ Сергей Хрупин) в аляповатом одеянии. Педантичный немец, подчеркнуто-вежливый Анучкин (Сергей Парфенов). Бравый моряк Жевакин (Александр Винниченко), как-то мгновенно заполоняющий собой все пространство.
 

Ближе к финалу куража в спектакле становится больше. На сцену, в которой перепуганный, закутанный в одеяло Подколесин пытается буквально убежать от женитьбы, а Кочкарев решительно не позволяет ему этого делать, зал реагирует аплодисментами и смехом. Кульминационной сценой кажется «Цыганочка»: Кочкарев от души пускается в пляс, когда дело о свадьбе, казалось бы, слажено, а затем к нему присоединяются остальные персонажи. После этого феерического по настроению танца наступает фантасмагоричная развязка, когда на сцене оказываются только Подколесин и манящее его большое окно на колесиках.
 
Классику в ТЮЗе поставили без экспериментов, в духе традиционного психологического театра. А следующая премьера состоится уже в рамках проекта Театра Нового зрителя. Над «Зверем» М. Гиндина, В. Синакевича  на малой сцене работает режиссер Александр Загораев. Все детали нового спектакля ТЮЗ держит в строгом секрете.
 
Текст: Мария Симонова
Фото: Сергей Захаров