Сеансы арфатерапии в Томске: интервью с музыкантом Элизбаром

Его часто называют волшебником, что неудивительно: чарующая слух, завораживающая музыка звучит, когда он играет на таком романтичном, сказочном инструменте как кельтская арфа. Элизбар, венгерский музыкант с русскими корнями, сначала освоил виолончель, гитару, мандолину, флейты и дудочки, и только потом взял в руки арфу. Прошло восемь лет и теперь он гастролирует по всему миру, на его концертах всегда аншлаг. Так было и в Томске, где он выступал с концертом в поддержку международного экокультурного фестиваля «ВОТЭТНО!», который пройдет в Горном Алтае с 21 по 24 июня. Кроме концерта в БКЗ Элизбар провел в Томске и сеанс арфотерапии. Именно с влияния музыки на наш организм и начался разговор.

!cut

- Какие инструменты подходят для музыкальной терапии?
- Существует четыре стихии: огонь, воздух, земля и вода. Например, труба, саксофон - инструменты стихии огня, из-за трения губ создается определенный огонь. Инструменты земли -  это басы и барабаны, то, что приземляет. Музыка воздуха – флейта, орган. Те инструменты, что возносят нас. А музыка стихии воды - это арфа. Вода умеет очищать, также и звуки арфы, которые словно протекают сквозь вас. Когда выбирается инструмент определенной стихии, то удается гармонизировать человека. Кому-то нужно помочь воспарить, а кого-то заземлить. Каждому не хватает чего-то своего. А арфа - самый терапевтический инструмент на свете.

- Почему, в чем ее сила?
- Это инструмент открытых струн. Их, в отличие от гитары, не пережимают. Свободное биение, вибрация струн создает особый эффект. Звуки арфы вводят в определенное состояние альфа, в котором возможны чудеса: человек настолько расслаблен, что может позволить себе вылечиться. Почти все наши болезни от внутренних зажимов. Возможно, человек сам себе не разрешает вылечиться. Ему подсознательно нравится процесс лечения или болезнь позволяет находить сочувствие, которое он недополучает в обычной жизни. Почему такое может происходить, изучает интересная наука психосоматика.
Еще древние греки заметили, что арфа целебна. В лечебных храмах Асклепиях была программа музыкотерапии: ее участники лежали на шкурах, слушали стихи и игру на арфах, лирах. В Библии есть история царя Саула. Он заболел, обратился к докторам, а они говорят, не знаем, как лечить, болезнь твоя от нервов, овладели тобою бесы. В результате царю рекомендуют арфиста, и когда Давид, в то время простой пастух, играет на арфе, то Саулу становится все лучше, бесы отступают. Заметьте, играет именно на арфе, а не, например, на флейте. Просто арфа – словно капельница. Она вымывает все ненужное на психоэмоциональном и энергетическом уровне.

- Слушатели, посетившие не арфотерапию, а концерт, получают такой же эффект?
- Конечно. Причем полезные свойства этой музыки доказаны научно, целые институты занимаются исследованием воздействия арфы. Арфотерапия как феномен существует в американских госпиталях. Там можно посетить арфотерапию, ее проводит врач. Кстати, это весьма дорого: один сеанс стоит в США 350 долларов.

- Слушатели часто зовут вас волшебником. А вы себя им ощущаете?
- Да. Ведь когда человек слышит музыку арфы, то он попадает в свою реальность, в свое детство, сны…Я ощущаю это волшебство. Но оно есть везде: когда человек берет кисть и начинает рисовать, когда он видит сны.

- Вы иногда расстаетесь с арфой?
- Нет, почти каждый день у меня концерты, репетиции, сеансы арфотерапии. Чувства, что я устал от арфы, у меня почти никогда не возникает. У меня, кстати, пять арф, целый парк. Езжу на гастроли я даже не с арфой, а с арфом – по моим ощущением, именно этот инструмент мужского пола.

- В чем их принципиальные отличия?
- У каждой свой неповторимый тембр, свой характер. Меня часто спрашивают: «Почему вы играете на многих инструментах?». Именно потому, каждый инструмент это краска. Художник может рисовать только черным и белым, а если ему не хватает этого узкого спектра, то он начинает пользоваться всей цветовой гаммой. Также и с инструментами. От каждого свое ощущение. Иногда даже одна и та же вещь на какой-то арфе звучит, а на другое нет. Хотя, казалось бы, та же тональность, манера, и на обеих я играю. Парадокс.

- Как находите новые инструменты?
- Постоянно бываю в музыкальных магазинах. Или вижу у друзей инструмент, который мне нравится, спрашиваю, какой мастер его сделал и еду к нему, заказываю себе подобный. Так было с гуслями. Как определяю, что инструмент, будь то флейта, арфа или еще что-то другое, мой? Я всегда смотрю, резонирует ли он со мною, пробуждает ли во мне что-то. До сих пор жалею об одной мандоле. Я однажды в Будапеште зашел в музыкальный магазин и увидел удивительный, старинный инструмент. Поиграл немного на нем, и он начал словно напевать свои мелодии. У меня все получалось на нем играть… Но в тот момент мне не хватало на покупку денег. Мог бы найти их немедленно, но решил, приду на следующий день с деньгами. Мне сказали, что этот инструмент в магазине уже два года. А когда я пришел за мандолой на следующий день, оказалось, ее кто-то купил. С тех пор, если инструмент резонирует со мною, стараюсь купить его сразу же.

- Вы родились в Кишиневе, долгие годы жили в Будапеште, сейчас много гастролируете по России. В каком из городов сегодня ваш дом?
- Я родился и жил в детстве в Кишиневе, потом переехал в Венгрию, поскольку мой отец по происхождению наполовину венгр, а наполовину румын (а моя мама русская). Какое-то время я жил в Будапеште, но теперь меня вернее назвать москвичом. Живу в столице несколько лет, а в Будапеште бываю достаточно редко.

- Есть такое выражение: «У каждого государства своя музыка»… Какая, на ваш взгляд, музыка должна быть у России?
 - Уж точно не такая, как сейчас! Конфуций говорил: «Музыка правит миром». Та музыка, которая популярна сегодня, разрушительна, она неспокойная. В стране засилье поп-музыки. Я ничего против этого стиля не имею, очень люблю группы «ABBA», «Boney M», но наша современная эстрада очень примитивна. И дело не в сложности мелодий: можно играть два аккорда, но как! А можно 10, и это будет очень печально…

- У вас в ЖЖ есть цитата Стендаля: «музыка дает, несомненно, самое яркое счастье, какое только возможно на земле». Какие еще афоризмы о музыке вам нравятся?
- Любимых много, те, с которыми я резонирую, обычно выкладываю в ЖЖ. Очень нравится мне фраза Конфуция «Выберите работу, которую вы любите, и вам больше не придется работать ни дня до конца жизни». Многие люди не работают над тем, что они действительно любят. А ведь если человек занимается своим делом, осваивает его все глубже, то через некоторое время оно становится его хлебом. Борис Борисович Гребенщиков сказал как-то в одном из интервью: «Самое удивительное, что, занимаясь любимым делом, я могу заработать средства себе на жизнь, хотя кроме того, что писать песни и музыку я ничего не умею делать». А многие люди сидят в офисах и выполняют работу, которую они не  любят. Но я уверен, что если бы они взяли из детства то, что им правда нравилось и начали развиваться в этом направлении, дошли бы до определенного уровня, то стали бы интересны многим. Я занимаюсь только музыкой и больше ничем.

- Вы поняли, что музыка – это ваше еще в детстве?
- Нет, в 20 лет. До этого я не занимался музыкой вообще. Знал три аккорда, но это сложно назвать музыкой. А потом понял, что, если я не буду заниматься музыкой, то не понимаю, что еще я бы хотел делать. Для меня музыка - это такой в хорошем смысле наркотик, я зависим от нее, я на нее подсажен, я без нее не могу. Музыка дает мне все, начиная от духовного и кончая материальным.

- Вы уже упомянули Бориса Борисовича Гребенщикова. Вы не раз говорили в интервью, что он на вас очень повлиял. А сейчас вы его слушаете?
- Да, естественно, каждый альбом слушаю с удовольствием, непременно покупаю диск…

- Не хотелось задумать с ним какой-то совместный проект?
-  Я бы очень хотел записать с ним песню, отдать ему дань уважения за то, на что он меня вдохновил, за свое умение, которого достиг во многом благодаря нему.

- Нет желания предложить ему записать песню?
- Я  верю, что если это должно случиться, оно случится. Все подобное взаимопритягивается.

-  Есть такая теория…
- Это не теория, а космический закон. И он работает.
 
Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина