От «Перевала» до «Перевала»: Томские зрители познакомились с творчеством театров Сибири и Урала

Начало июня стало настоящим праздником для томских театралов. После официального закрытия сезона в Театре драмы театральная жизнь продолжалась и даже стала более насыщенной. Здесь работал гастрольный проект «Театральный перевал», в рамках которого три крупных театра Сибири и Урала показали томичам свои лучшие спектакли.

Масштабный гастрольный проект «Театральный перевал» был придуман Сергеем Медным, директором центра «Новые театральные инициативы». Своеобразной репетицией «Перевала» в июне прошлого года стал менее крупный проект «Гастрольная карта Сибири». Летом 20011 на обменные гастроли выехали четыре театра из сибирских городов-соседей Томска, Барнаула, Кемерово и Новокузнецка. «Театральный перевал», состоявшийся при поддержке Министерства Культуры РФ объединил под своим крылом уже шесть театров Урала и Сибири. Всего в рамках «Театрального перевала» было сыграно 192 спектакля, в которых заняты 320 актеров. На сцене Томского драматического театра свое творчество представляли Русский драматический театр республики Башкортостан (Уфа), Челябинский государственный академический театр драмы им. Наума Орлова и Тюменский драматический театр. Они сыграли 32 спектакля, которые посмотрело более 10 тысяч зрителей.

Подобные проекты интересны как для самих театров, так и для зрителей. Первые могут опробовать свои силы на чужих непривычных площадках и проверить сумеют ли они завоевать нового незнакомого зрителя.
- Гастроли – это не только новые эмоции и новые впечатления. Они полезны для артистов, которые должны сплотиться и еще больше почувствовать себя командой, - уверен директор Тюменского драматического театра Сергей Осинцев, - Кроме того, гастроли – определенная проверка работы цехов и даже своеобразный мастер-класс для них. Ведь мы должны технически приспосабливаться к каждой новой площадке. К сожалению, для современного провинциального театра гастроли – редкая радость. Для того чтобы вывезти театральный коллектив на несколько недель требуется более миллиона рублей. Поэтому мы очень рады возможности участвовать в «Театральном перевале».

У публики же появляется редкая для провинциального зрителя возможность познакомиться с процессами, происходящими в российском театральном искусстве. «Театральный перевал» - это не просто несколько десятков различных спектаклей, это визитные карточки театров, у каждого из которых есть свой стиль, свой характер и свое лицо.

Уфа: неувядающая классика

Открывал «Театральный перевал» коллектив Русского драматического театра. Уфимцы впечатлили томичей своей хорошо подготовленной труппой и добротными постановками. Не было особых открытий и неожиданностей, но томская публика искренне рукоплескала качественно сделанным спектаклям и хорошей игре актеров. Спектакли главного режиссера Русского драматического театра Михаила Рабиновича «Бешеные деньги» и «Дачники» - образцы того, что классику можно ставить бережно, элегантно и в тоже время интересно для современного зрителя. В этом режиссеру помогают тонкий вкус и хорошо продуманные акценты, как, например, современная хореография в «Бешеных деньгах» и гламурный контекст, в который помещены действующие лица горьковских «Дачников».
- Спектакли этого театра просто приятно смотреть: стройные красивые актеры в стильных одеждах, интересная сценография, хорошая игра. Я посмотрела несколько спектаклей и ни разу не пожалела, что потратилась на достаточно дорогие билеты, - делится своими впечатлениями театральный завсегдатай Татьяна.

Челябинск: биография обязывает


Зато спектакли второго гастролера «Театрального перевала» - Челябинского академического  театра драмы имени Наума Орлова вызвали у томских зрителей самые разные чувства – от недоумения до восхищения.
Так, например, искушенных томских театралов очень разочаровал первый спектакль - «Портрет Дориана Грея» по культовому роману Оскара Уайльда, созданная известным московским режиссером Андреем Житинкиным. Эта постановка еще раз продемонстрировала, что не все работы от звездных столичных режиссеров являются удачными. «Дориан Грей» получился однообразным, скучным и весьма далеким от уайльдовских концепций. Особенно поклонников Уайльда разочаровал исполнитель роли главного героя спектакля, походивший, скорее, не на изысканного и избалованного аристократа, а на Тарзана.

Стоит заметить, что этот театр переживает сейчас не самый лучший период в своей биографии. Еще несколько лет назад этот крупнейший театр Южного Урала входил в тройку лучших театров страны. Во многом это являлось заслугой художественного руководителя Челябинской драмы легендарного режиссера Наума Орлова. После смерти главные режиссеры в театре меняются каждые несколько лет. На момент приезда в Томск театральный коллектив существовал в не совсем привычных для российского театра условиях – без главного и очередного режиссеров. В период «безвеременья» труппа решила возродить старую форму правления - все творческие вопросы решал выборный художественный совет театра, состоящий из актеров.

Зато спектакль «Путешествие в биографию», поставленный по пьесе знаменитого британского писателя, драматурга, режиссера и киноактера Питера Устинова Санкт-Петербургским режиссером Сергеем Морозовым продемонстрировал весь потенциал труппы. Название пьесы «Фотофиниш» перекочевало в определение жанра постановки, добавив ей интриги. Интеллектуальная пьеса Устинова о человеке, который на исходе жизни встречается со своими молодыми «двойниками» и в результате пытается переосмыслить свою биографию, напоминает лучшие произведения классиков американской драматургии Эдварда Олби и Юджина O’Нила. Сложную роль главного героя с успехом исполняет 72-летний народный артист России Борис Петров, актеров такого уровня доводится увидеть на театральной сцене нечасто.

С большим нетерпением томичи ждали спектакля «Похороните меня за плинтусом» в основу которого легла одноименная нашумевшая повесть Павла Санаева. Ставить такую прозу очень сложно даже с помощью кинематографа, возможности которого гораздо шире театральных. И даже одноименный фильм оставил автора романа не совсем довольным, поскольку режиссер фильма несколько изменил сюжет повести.

Режиссер челябинской версии «Плинтуса» Олег Плаксин, напротив, отнесся к авторскому слову очень бережно и сумел перенести текст повести на сцену почти полностью. Интересно, что «Плинтус» появился на сцене челябинского театра во многом благодаря инициативе самих актеров. Заслуженная артистка России Марина Меримсон, исполняющая в спектакле главную роль Бабушки вспоминает:

- Мне безумно понравилась эта повесть, и мы постоянно обсуждали ее с актрисой Екатериной Зенцовой (исполнительница роли Чумочки в спектакле «Похороните меня за плинтусом» - прим. авт.). Мы так много на эту тему говорили, порой в процессе обсуждения переходили в театральный режим: она – в своем образе, а я в своем. Поэтому к моменту, когда было решено ставить этот спектакль, и началась работа над ним, мы пришли уже подготовленными.

Тюмень: завоевываем нового зрителя!


С третьим действующим лицом томской части «Театрального перевала» - Тюменским академическим театром драмы томичи уже были заочно знакомы. Томская драма не раз участвовала в тюменском фестивале «Золотой конек», а бывший балетмейстер тюменского театра Эдуард Соболь уже несколько сезонов работает балетмейстером в ТДТ. И все же спектакли тюменской части «Перевала» оказались, пожалуй, самыми яркими и неожиданными для томичей. Эксцентричная феерия «За двумя зайцами», лирично-пронзительная «Олеся», неожиданный осовремененный «Мольер», главную роль в котором исполняет сам директор театра Сергей Осинцев показали, что это театр ищущий, готовый к экспериментам и уверенный в своих силах.

Особенно интриговал публику спектакль «Метод Грёнхольма», жанр которого был обозначен как «собеседование без правил». Постановка является типичным образцом так называемой современной новой драмы и действительно представляет собой безжалостное психологическое собеседование, которое проходит претендент на должность коммерческого директора в очень крупной корпорации.

- При составлении репертуара мы берем те произведения, которые действительно могут найти отклик в душе человека. Пьесу «Метод Грёнхольма» мы увидели в Театре наций у Евгения Миронова, и она нас очень заинтересовала. Мы связались с автором, получили права на постановку и сделали спектакль, который пользуется в Тюмени огромным успехом. Банки, крупные компании откупают у нас целые залы, чтобы показать своим сотрудникам этот спектакль.

Кстати, интересен тот факт, что Тюменскому драматическому театру без особого шума и пафоса удалось воплощать идею функционировать 24 часа в сутки, с которой долго носился томский ТЮЗ. На площадке тюменского театра сейчас работают большая, малая сцены и «5 этаж».

- Мы просто приспособили технологический этаж нашего театра под экспериментальную сцену. Здесь сейчас идут не только идут наши спектакли из разряда «современной драмы», но и работают два молодежных театра, - поясняет Сергей Осинцев, - В ближайшем будущем мы надеемся приспособить «5 этаж» под творческую мастерскую, где будут проходить выставки и ночные показы для молодежи. Ведь, по сути, театр ночью не работает, а молодежь как раз в это время любит тусоваться. Вот мы и хотим привлечь молодежь к театральному искусству еще и посредством нашего «5 этажа».

Еще в процессе гастролей стало ясно, что проект успешно состоялся. Во всех городах-участниках «Театрального перевала» публика принимала иногородние театры очень радушно. Не стала исключением и труппа Томского театра драмы. По отзывам, поступавшим из других городов, сибирской и уральской публике особенно понравились томские спектакли «Как важно быть серьезным», «Оскар и Розовая дама» и «Окаянные сны». Все участники проекта надеются, что «Театральный перевал» не только будет жить, но и расширит свою географию. В конце июня в Уфе запланировано собрание директоров театров Сибири, Урала и Приволжского Федерального округа для обсуждения того, каким будет «Театральный перевал» следующего года. И очень возможно, что летом 2013 года проект будет проходить под девизом «От Волги до Енисея», а у томичей появится возможность познакомиться с театральным творчеством Поволжья.

Текст: Наталья Бабенко

Фото: Мария Аникина, rusdram.ru, tdt72.ru