Интервью с Ильей Лагутенко: "Если мне присылают фаил с 2000 моих фотографий, я их даже не открываю"

В минувшую субботу в Томске прошел концерт RED ROCKS TOUR под эгидой Культурной Олимпиады «Сочи 2014». Четырнадцать городов, от Ростова-на-Дону до  Новосибирска, уже стали участниками музыкального марафона. В каждом городе все желающие принимают участие в создании Гимна болельщиков Олимпийских игр. Группы «Мумий Тролль», «МАЧЕТЕ» и Therr Maitz записали свои звуки, которые будут использоваться при создании Гимна болельщиков.

«Мумий Тролль», кстати, приехали на RED ROCKS TOUR в Томск прямиком из кругосветного плавания, в котором они собирают материал для записи нового альбома. Перед выступлением в Лагерном саду, Илья Лагутенко встретился с журналистами и рассказал им о кругосветном путешествии, своем отношении к фотографам и многом другом.

!cut

- Скажите, это ваш первый город в RED ROCKS TOUR?
- Были переговоры долгие и мучительные. Но мы выбрали Томск, потому что пылаем особой любовью, ни разу здесь не были летом, по-моему. Только зимой были. На автобусе проехали красивые места, осматривались, встречались. Как сказал водитель, город приводят в порядок. Публика обычно зимой горячее, потому что хочет, наверное, согреваться на концертах. Сегодня «Мумий Тролль» для этой жаркой погоды привозит леденящую программу, такую воздушного кондиционирования.

- Вы собрались в морское кругосветное путешествие, расскажите об этом.
- Вы знаете, задача, поставленная самому себе - проложить так называемую кругосветную карту мира. Она довольно интересна сама по себе. Для меня даже в первую очередь не как для музыканта, а просто как для парнишки из Владивостока, который долгими вечерами сидел, смотрел из окна дома на корабли, которые приходят и уходят. Я, конечно, знал, что не все они вот так вот идут вокруг земного шара. Они в один порт, потом в другой приходят. С какой они миссией ходят, тоже не очень понятно - кто контейнер везет, кто военного моряка, кто просто вот с миссией дружбы. Миссия дружбы мне всегда больше всего нравилась.

Соответственно, это путешествие под парусами, как в старые добрые времена, это такая дань больше романтике, романтике дальних путешествий, поисков. «Мумий Тролли» определили себе рамки этих путешествий: мы не просто драим палубы, страдаем от морской болезни или прохлаждаемся в кубрике, а думаем о новых песнях, о новом альбоме. Как он будет выглядеть, пока не знаю.

- А вы сами кораблем управлять умеете?
- За штурвал пускали, да, боцманские навыки изучал. Я вообще довольно профессиональный парусник, ну, я имею в виду для среднестатистического рок-музыканта. То есть, в свое время и кандидата в мастера спорта по парусному спорту сдал. В регатах участвовал, сдавал квалификации в королевском яхт-клубе Великобритании, что позволяет мне на определенных условиях пересекать международные границы.

- А помогают навыки?
- Помогают, да. Помогают, наверное, больше морально в рамках держаться.

- А вы хотели бы себя почувствовать героем Жюль Верна, например?
- Да, да. Конечно хотел бы героем Жюль Верна побывать. У меня было большое переживание в детстве. У нас дома не было сборника книг в библиотеке, Жюль Верна не было у меня в детстве, Марк Твен был, а Жюль Верн был у соседей. Я думал: «Почему Марк Твен у нас дома, почему не Жюль Верн?» Бунин у нас был дома. Могли бы Бунина поменять, что ли, на Верна. Так у меня это как-то и осталось.

Да, собственно, и своими песнями я всегда как-то хотел придумать другую себе реальность, ну и чем дальше занимаюсь, соответственно, все больше придумывать себе новую реальность. Где-то я недавно услышал такую фразу, сказал умный философ какой-то, что «Великие произведения — не отражение действительности. Великие произведения — это создания».

- А можно вопрос по поводу создания. Что касается в целом творческого акта. Вот не было песни, а через пять минут она у вас появилась. Есть какой-то определенный образ жизни или какие-то ритуалы, чтобы поддерживать творческий потенциал?
- Хороший вопрос, на самом деле, потому что им многие задаются и даже те, кто для жизни своей создает песни. Потому что я до сих пор, честно говоря, так и не знаю, по каким принципам это бывает. Потому что вот пытаюсь фиксировать какие-то ситуации, в которых, как говорится, приходит озарение, они все друг на друга не похожи. И я не проходил никакие музыкальные специальные подготовки профессиональные, не учился ни в музыкальных училищах, ни в консерваториях, ни литературоведческим вещам, где объясняют как это писать. Поэтому мне кажется, что как только тебе это в теории расскажут, ты уже становишься с этой практикой на каком-то таком, как бы вам объяснить, серьезном, что ли, уровне. И поэтому все сразу получается серьезное. А мне кажется, что все должно получаться как-то само по себе. И поэтому когда оно само по себе случается, ты уже думаешь: «Когда же я это написал, смотри какая пришла, оказывается, неплохая идея». И все это потом фильтруется сквозь, я не знаю, свое собственное чувство вкуса, наверное, вкуса и цвета, вкуса и рамок…

- Определенная свобода должна быть…
- Почему, может, наоборот, быть и несвобода какая-то. Я не знаю, очень разные ситуации бывают.  Я считаю, что одна из самых интересных для меня, как слушателя, работ группы «Мумий Тролль», это пластинка «Похитители Книг». Да, все песни были написаны под заказ. Сидел режиссер кинофильма, который снимал и говорил: «Вот мне такую песню бы сочинить, чтоб вот там и про то было, и про то, и чтоб вот она такая была, такая по настроению». И этот уже ставит определенные рамки, а продюсер фильма приходит и говорит: «И вообще у нас нет бюджета». И это еще тебя в какие-то такие рамки ставит. А бывают другие рамки – что хочу, то делаю. Хочу и еду в студию Питера Габриэля, хочу и нанимаю лучшего режиссера, что-то вроде, знаете, такое из огня да в полымя… 

- А скажите, как вам работа в кино?
- Что за киноработа? В чем работа была?

- Ну, вы снимались с «Квартетом И». Кстати, как они вам?
- А, сниматься в кинофильме.. А что там такого? Кинофильм вроде как клип, примерно такое, пришли, сказали: «Сыграйте песню», мы сыграли. А так они веселые ребята. Видимся иногда на каких-то там мероприятиях, они же профессиональные и театральные актеры, много где бывают.

- Ваш сегодняшний концерт: что будет здесь, может быть какая-то специальная программа ожидается?
- Давайте сделаем специальную программу. Так, уже были пожелания - леденящие душу песни…

- Похолоднее чтобы было…
-  Морские песни, чтобы рассказать, что делается в кругосветном путешествии. Можем, в принципе, сыграть какую-то новую песню, которую никто не слышал…

- На сцене прямо можете придумать?
- Можно придумать на сцене, сыграть. Обычно публика не очень любит такие эксперименты: заигрывание с новым материалом, они как-то хотят дома все подготовиться сначала, а потом уже на концерт приходить. Но мы иногда практикуем такое дело. То есть выходишь и говоришь: «Сейчас я буду петь песни, которые не слышал, никто не знает».

- Для фотографов очень сложно бывает получить обратную связь от артиста, какие фотографии вам понравились, какие не понравились?
- Мне обычно ничего не нравится.

- Скажите тогда, какие ошибки фотографы чаще всего допускают?
- Самая большая ошибка индустрии фотоаппаратов, что они сделали цифровые фотоаппараты, теперь люди в принципе не задумываются о нажимании кнопки, я вот там тысячу нажму, одна да получится. И у вас, получается, у фотографов такая конкуренция, раньше был один-два фотографа, которые концерты фотографировали, а теперь все, каждый себе фотограф. Я оцениваю исключительно с точки художественной.

- А можете сказать, какие фотографии вам не нравятся, какие ошибки при съемке вас допускаются?
- Вы что, совсем меня считаете, что я тот, который будет отбирать эти тысячи фотографий? Я просто говорю, что вы нащелкали тысячу фотографий, и потом у вас еще занимает пять лет разобрать эти фотографии.  А некоторые думают: «Я их отправлю Лагутенко, все 2000 штук, пусть он сам их разбирает». Я вам честно признаюсь, я даже такие файлы не открываю. Или фотограф передает: «Вот вам мои работы». Там открываешь – 88 файлов. Да ты что, вообще что ли? Одну фотографию вы должны показать, у вас, у фотографа, я считаю, как музыкантов, должно быть умение выбирать одну свою песню…

- А вы можете выбрать одну свою песню?
- Так сходу не могу, да. А фотограф должен выбрать – вот моя одна фотография с этим человеком, и всё.

- Вы работали с Майклом Миллером, фотографом, вот почему решили с ним работать, что в нем такого?
- Хороший друг мой и нажимает один раз на кнопку, не тратит время зря. Пять минут и готово. И кстати, и с Антоном Корбайном мы как-то фотографировались, это вот те люди, которые подходят, раз, и все готово, и можно идти домой.

- Кем бы вы хотели быть, если б родились в другой жизнь, не музыкантом?
- Я могу сказать, кем я даже в этой жизни до сих пор хочу быть. Я хочу быть капитаном парусного судна. Я хочу быть художником, который рисует маслом абстрактные работы, и его во всем мире очень принимают и уважают эти работы, потому что у него очень такое особое видение, да, и это позволяет еще кормить семью. Есть такое. Я мечтаю быть организатором музыкальных фестивалей…


- Так вы и есть организатор, у вас своя группа.
- Ну какой я организатор? Я не являюсь организатором, я мечтаю организовывать фестивали, но, наверное, мои бы фестивали были мультинациональными, и я эту идею, в принципе, все как-то так ношу. На Дальнем Востоке, а именно во Владивостоке, хочу прийти к такому фестивалю, знаете, региональному больше, который бы оценивал город, опять же, конкретный Владивосток, на перекрестке различных культур, относящихся к рок-музыке. Там такое довольно интересное место: Россия, Корея Южная, Северная, Япония, страны Тихоокеанского побережья. Вот можно какое-то очень интересное такое делать сотрудничество, коллаборации программ, которые бы сплачивали людей. Не вижу вообще нигде принципиально такого музыкального фестиваля в мире, вот поэтому думаю, что у нас есть место. Вот такого бы хотел быть организатором. Хотел бы быть архитектором, который проектирует современные, ну, так называемые «зеленые», там, экологичные конструкции…

- Космонавтом?
- Нет, космонавтом что-то уже не хочу. Я бы так хотел бы слетать туда-сюда разочек… тур по Солнечной системе. На Луне, кстати, есть участок у меня. Знаете, одно время были какие-то шарлатаны, типа там продавали что-то на Луне, все друг другу дарили. Мне подарили, используя это, очевидно, как рекламный ход – мы подарим Лагутенке, а он, вроде как, всем расскажет.

- Сертификат у вас, наверное, дома на стенке?

- У бабушки, я ей подарил, все ей домик в деревне хочется. «У нас теперь есть на Луне, бабушка».

- Какие у вас еще есть пункты на музыкальной карте?
- На музыкальной карте…

- Томск вообще входил в музыкальную карту?
- Red Rocks у нас стоял, да, и куда Red Rocks скажет, понимаете, туда и едем. Сложилось так, что это Томск, что мне пришлось очень по душе, честно вам признаюсь.

- Где еще будете выступать, кроме Томска?
- Будем на Олимпиаде в Лондоне выступать на следующей неделе. Вроде как поддерживать идею Сочи в 2014 году, культуру, так же спортсменов, которые выступать будут, зрителей, которые доедут до Олимпиады.

- А вам какой вид спорта больше нравится?
- Парусный спорт нравится. Еще нравится плавание. Вы не поверите, мне нравится смотреть по телевизору плавание, сижу и смотрю. Некоторые вот так футбол любят, мне нравится плавание.

- Синхронное?

- Нет, когда они быстро плывут вдаль, я думаю: «Как они так быстро плавают?».
 

Текст: Евгения Швецова

Фото: Константин Кондухов