«Великие классики» спасают от унылой осени

«Великие классики ХХ века», выставка, проходящая в краеведческом музее, посвящена вовсе не писателям, как, оказывается, предполагали накануне некоторые томичи. Нет, речь идет о тех художниках, которые в прошлом веке переворачивали все представления об искусстве и создавали свои течения. Без них мы бы не знали кубизма, абстракционизма, сюрреализма, фовизма. Сегодня в экспозиции уже можно увидеть 61 графическую работу Пабло Пикассо, Василия Кандинского, Хуана Миро, а на днях в Томск приедут еще 50 рисунков: шедевры Анри Матисса, Марка Шагала, Сальвадор Дали, несколько задержавшиеся в Красноярске, где выставка впервые была представлена публике.

!cut

Работами великих художников томичей, в последнее время, радуют относительно часто. В 2010-2012 году можно было посетить выставки Марка Шагала, Сальвадора Дали, Пабло Пикассо. Все-таки графика – это не живописные работы, существующие в мире в одном единственном экземпляре. Тиражи таких техник, как ксилография, литография, офорт в количестве до 100 экземпляров считаются авторскими (тем более, на каждой подпись Мастера и дата). И коллекционеры порою выставляют легендарные графические серии в музеях. Интересно, что те работы, которые сегодня можно увидеть в Томске – это совсем новая коллекция красноярских ценителей искусства. Она собрана именно ради того, чтобы дать возможность увидеть работы классиков жителям Сибири и Дальнего Востока. Далеко не каждый может выбраться в Москву или Европу, в музеи, где представлены работы этих авторов, и посмотреть на произведения искусства «живьем».

Выставка «Классики ХХ века» - это графика, стимулирующая фантазию, творчество каждого посетителя. Ведь все представленные работы абсолютно далеки от реализма, и в любом рисунке можно увидеть что-то свое. Василий Кандинский – один из основоположников абстракционизма, беспредметной живописи. Хуан Миро тоже тяготел к абстракциям и работал в фовистическом стиле (стремился к максимальной выразительности цвета). Пабло Пикассо изобрел такой художественный язык, как кубизм, умел в каждом объекте находить условные геометрические формы.

- Экспозиция радует теплыми, сочными цветами, - отмечает Людмила Исаева, заведующая отделом развития Томского краеведческого музея. - На дворе наступает осень, для Сибири - унылая пора дождей, туманов, холода. А выставка светлая и радостная. Художники, работавшие с беспредметной живописью, уделяли много внимания цвету. Особенно Хуан Миро. Большое влияние на этих авторов оказал Зигмунд Фрейд. После его работ у многих возник новый взгляд на жизнь, актуальнее стал поиск новой гармонии. Многие стремились к детскому восприятию, словно они только родились и впервые смотрят на мир. Например, Пабло Пикассо однажды попал на выставку детских работ и признался: «В их возрасте я рисовал как Рафаэль, а сейчас буду учиться писать, как они». Простота, понятность детского восприятия мира притягивала многих модернистов.

Выполненные масляным карандашом рисунки Пабло Пикассо, представленные на выставке, действительно похожи на детские рисунки и воспринимаются словно эскизы, наброски. Хотя темы совсем недетские. Это и эротика («Художник и модель», «Старый король»), и большая серия «Быки и тореадоры», посвященная страстям корриды. Над нею Пикассо работал с 1957 по 1961 год. Как истинный испанец, он не мог остаться равнодушным к такой важной части национальной культуры, как коррида. Кроме непосредственно борьбы быков и тореадоров на рисунках силен и дух Средневековья – здесь изображены и прекрасные дамы.

Работы Хуана Миро решительно притягивают к себе взоры посетителей выставки – словосочетание «буйство красок» не преувеличение, а объективное определение впечатлений от его графики. Здесь господствуют красный, черный, синий, немного отстают от них зеленый и желтый. Даже по его абстракциям чувствуется, что Мастера влекли небесные сферы. Звездное небо видится в «Ноктюрне «Ночные размышления». И даже на «Жар-птице» до того, как прочитаешь название, мерещатся небесные светила.

Факт, что репродукциями абстракций Хуана Миро очень любят украшать офисы, работы именно этого автора часто рекомендуют дизайнеры. У художника много оптимистичных, жизнеутверждающих работ. Его мозаичное панно (кроме живописи и графики Миро увлекался керамикой и мозаикой) украшало Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, этот шедевр погиб во время теракта 11 сентября 2011 года.

Абстракции Василия Кандинского не похожи на работы Хуана Миро, хотя их цвета тоже радуют глаз, напоминают о весне и вполне могут служить антидепрессантами. У него более нежные, прозрачные тона, витиеватые линии и многочисленные детали. «По ту сторону зеркала», «Звезды», «Кометы» - фантазия художника и зрителя работ помогают создать свои образы далеких и неизвестных пространств. Кстати, графика Кандинского из представленных на выставке самая редкая – она существует в мере менее чем в 10 экземплярах.

Уникальная выставка классиков позволяет посетителям не только увидеть «живые работы» классиков, но и зарядиться от работ оптимизмом. Эта экспозиция получилась не мучительно-мрачной, призывающей к рефлексии и тяжелым думам, а светлой и яркой.

Текст: Мария Симонова
Фото Мария Аникина