В четыре руки: Томский орган обрел своих хозяев

У знаменитого томского органа, наконец-то появился свой хозяин. Точнее, хозяин и хозяйка. С начала нового музыкального сезона творческий коллектив Томской областной филармонии пополнила супружеская и творческая чета органистов Дмитрий Ушаков и Мария Блажевич. Дмитрий и Мария – молодые талантливые музыканты, лауреаты многих престижных конкурсов и фестивалей. Оба заканчивали Казанскую государственную консерваторию, после чего Мария работала органисткой Тюменской государственной филармонии,  Дмитрий - главным органистом храма св. Людовика Французского в Москве. В 2009 году основали единственный в России постоянный органный дуэт «Duo Vox Angelica». Перед слушателем музыканты открывают неожиданную сторону органной музыки, исполняя на этом торжественном и масштабной инструменте не только привычную классику, но и популярные мелодии. В первые дни работы музыкантов в Томске «Афиша» заглянула к ним в гости:

!cut

- Вы уже полюбили Томск?

Мария Блажевич: - Мы полюбили его уже давно, когда впервые приехали сюда на гастроли. Очень здорово, что в Томске много зелени. У нас в Тюмени когда-то было также, но теперь все повырубили, чтобы сделать широкими автомобильные проспекты. Пробок не стало, но и деревьев - тоже.

Дмитрий Ушаков: - Мое первое впечатление о Томске – выходишь из самолета и сразу же попадаешь в кислород. Из российских городов Томск, наверное, один из самых экологичных. Приятно также, что это город старинный, университетский, очень интеллигентный. Здесь чувствуется огромный культурный потенциал.

- А что вы можете сказать по поводу качества томского органа? Я знаю, что многие органисты, игравшие на нем, называли томский орган одним из лучших в России…

М.Б.: - Правильно называли.

Д.У.: - В Сибири довольно много органов, они есть в Новосибирске, Барнауле, Кемерово, Красноярске, Омске, Иркутске, Тюмени. И томский орган, если не самый лучший, то точно один из лучших органов в Сибири. И в техническом, и в звуковом плане, и даже по красоте. Он изготовлен очень хорошей фирмой «Зауэр».
И органный зал в Томске очень хороший, что бывает далеко не всегда. История органной музыки связана с протестантской и католической культурой. Эту музыку исполняли в храмах, а не в концертных залах. Поэтому зал для органа должен отличаться особыми качествами. В идеале он должен быть просторным, со сводчатым, как в церкви, потолком. И сам орган не ставят на пол, а помещают на возвышение, он должен нисходить с высоты. Как можно меньше мягкой мебели, и как можно больше твердых поверхностей: дуб, гранит, мрамор. Хорошо бы еще, чтобы людей было немного. Все эти факторы влияют на акустику помещения.

- Чем вы будете удивлять томскую публику?

М.Б.: - В Международный день музыки, 1 октября, мы представим нашу первую программу «Призрак оперы или орган в оперном театре». В нее войдут не только фантазии на тему знаменитых опер Эндрю Ллойд Уэббера «Призрак оперы» и «Иисус Христос – суперзвезда», но и отрывки из «Кармен» и других опер. Все это очень неожиданно звучит на органе. Будем играть как в четыре руки, так и соло, возможно, будут элементы и театра.
Еще один наш проект получил название «Слушать подано». Это будет синтез кино и классики. Причем проект будет интерактивным: концертную программу будут формировать сами слушатели. Мы будем предлагать тему концерта и список произведений, а будущие слушатели с помощью социальных сетей и анкет будут выбирать те композиции, которые они хотят услышать.

Д.У.: - Окончательную программу «Слушать подано» мы будем сами узнавать в дни  концерта!
Еще мы готовим цикл «Семья Бахов», который прозвучит впервые в России. Там буде представлена органная музыка, написанная Иоганном Себастьяном Бахом, а также его родственниками-музыкантами - отцом, дедами, внуками, дядями. Это будет, как известная музыка, так и ныне забытая. Все наши проекты будут интерактивными. Мы планируем привлечь юных художников и музыкантов, например, организовать конкурсы на лучшее исполнение Баха, на лучший портрет музыканта.

М.Б.: - И, конечно, мы представим цикл «В четыре руки на одном органе», где будет звучать, как традиционная музыка, так органные переложения музыки из компьютерных игр, фильмов и пр.

- Будут и детские концерты?

М.Б.: - Конечно. В других городах мы уже делали детские концертные программы, они очень востребованы. Например, мы играем «Шелкунчика» и параллельно рассказываем сказку Гофмана. Причем, мы используем не только известную музыку из одноименного балета Чайковского, но и абсолютно неизвестную музыку к этой же сказке немецкого композитора ХIХ века Карла Райнеке. Эта музыка ничуть не хуже, чем у Чайковского. Есть у нас программа «Бременские музыканты или путешествие в Германию» с музыкой немецких авторов и советского композитора Геннадия Гладкова, написавшего музыку ко многим кинофильмам и мультфильмам. На такие программы уже есть заявки от школ, причем не только из Томска, но и из Северска, Асино и отдаленных населенных пунктов.

- Знаю, что Мария еще играет на клавесине…

М.Б.: - Мне очень нравится клавесин и я счастлива, что в Томской филармонии есть этот инструмент, причем в довольно хорошем состоянии. Конечно же, мы будем делать разные программы для клавесина: и дуэты органа и клавесина, возможно, выступления клавесина и камерного оркестра.

- Вы оба - не просто музыканты, но еще и музыковеды, ведете исследовательскую работу. Расскажите об этом.

Д.У.: - Мы написали уже довольно большое количество статей по истории музыки, по истории органа. Мы занимаемся музыкой барокко. Это очень интересно. Барочный человек воспринимал и мир, и музыку, как часть этого мира совершенно иначе, чем современный. Мы пытаемся понять каким образом человек тех времен воспринимал музыку в мире себя, себя в музыке и т.д. И тут можно накопать очень много интересного.

- В архивах можно найти удивительные вещи. Недавно весь мир облетела новость о том, что в Национальной библиотеке Турина была найдена неизвестная версия оперы Вивальди «Неистовый Роланд». А вы не находили уникальных документов?

Д.У.: – Пока нет, хотя, конечно хотелось бы. Но недавно мы разбирали в Москве в Лютеранском соборе архив и нашли там популярный хит начала ХХ века «Пупсикъ».

М.Б.: - Это «Зайка моя» того времени. Забавно то, что такая легкомысленная песенка оказалась в документах лютеранского собора.

- Почему вы выбрали для игры именно орган? Чем он вас очаровал?

Д.У.: - В детстве я очень много ходил на органные концерты, дома было очень много пластинок с органной музыкой. Мне очень нравилось и то, как звучит орган, и даже то, как музыкант на нем играет, двигает руками и ногами… И, к счастью, так получилось, что я занимался в музыкальной школе, где был орган.

М.Б.: - Конечно, для того чтобы с детства заниматься на органе, нужен доступ к этому инструменту. Орган есть далеко не в каждой музыкальной школе России. Дмитрий занимался на органе с двенадцати лет, потому что в Москве была музыкальная школа с органом. Я же росла в Тюмени, и у меня такой возможности не было. Поэтому в детстве я играла на фортепиано. Орган и фортепиано – две совершенно разные стороны музыки. Фортепиано, как мне кажется, связано с романтикой, со страстями человеческими, орган же – музыка, возвышенная, от страстей здесь переходят к духу. Мне хотелось, играя, чувствовать и то, и другое.

- Бытует мнение, что орган – мужской инструмент, так как игра на нем требует еще и физической выносливости.

Д. У.: - В этом смысле любой инструмент можно назвать мужским, и любой – женским. Разные органы требуют разной физической силы, но у женщины ее, как правило, хватает.

М.Б.: - Конечно, есть органы очень тяжелые по своей механике. И после концерта ты чувствуешь себя, как после занятий фитнесом. Но все равно выдерживаешь. На фитнес же у женщины хватает сил.

- Я слышала, что органисту, как и танцору, требуется специальная обувь.

М. Б.: - Да. На мне как раз сейчас такая обувь - туфли для джазовых танцев. У них очень гибкая подошва и небольшой каблучок. В таких туфлях очень удобно нажимать на педали и пяткой и носком.

- Наверное, творческим людям не всегда легко быть вместе. Разногласий не возникает?

Д.У.: - Бывают творческие споры. Но на самом деле, будучи мужем, я не хотел бы, чтобы главенствовало мнение только одного из супругов. Когда речь идет о музыке или о концертах, живое обсуждение только на пользу. Тогда лучше получается конечный продукт.

- Вам приходится часто расставаться? Каждый из вас ведь много гастролирует.

Д.У.: - Это, конечно, не всегда получается, но мы стараемся ездить вместе. Бывает даже, что отказываемся от гастролей, если приглашающая сторона готова принять только кого-то одного из нас.

Текст: Наталья Бабенко

Фото: Мария Аникина