Машков, Сибирь и… куклы: известный артист посетил Томск

Что мы знаем о народном артисте Владимире Машкове? Он один из самых известных современных актеров, снимается не только в России, но и в Голливуде, и в Европе. Фильмы, где он играл, претендовали на «Оскары», номинацию «лучшая мужская роль» на театральных и кинофестивалях Машков получал уже не счесть сколько раз. Наконец, обаяние этого харизматичного мужчины неотразимо действует на многих зрительниц. В минувшую пятницу Владимир Машков прилетел в Томск, где посетил церемонию закрытия VI регионального фестиваля «Сибирские кукольные игры». И предстал перед томичами с неожиданной стороны: как человек, прекрасно помнящий о годах, что он прожил в наших краях и как актер, всерьез увлеченный театром кукол, где когда-то и началась его карьера.

!cut

- Владимир Львович, рады, что удалось выбраться на денек в Томск?
- Да, Томск очень близкий моему сердцу город, я же долгие годы жил на этой же реке, на берегах Томи. Мое детство прошло в Новокузнецке, там же я сделал первые шаги на сцене. Мои родители работали в местном кукольном театре. Мама была режиссером, а папа актером. Все, что со мной происходит дальше в жизни, и весь потенциал любви к театру был заложен именно в Новокузнецке. Родители самоотверженно и даже фанатично были преданы Театру кукол, они, без преувеличения, отдали ему всю свою жизнь. Благодаря им я начал заниматься этой профессией (хотя вернее назвать ее не профессией, а частью жизни). Я вырос за кулисами, среди ящиков с куклами, поэтому мне очень хотелось как-то поддержать эти театры, и я всегда, по мере возможности и сил, стараюсь им помогать. Мне роль постановок для детей кажется невероятно важной. Как и роль кукол, поэтому были придуманы разные программы, одна из них называется «Кукла лечит», ее проводит новокузнецкий  театр «Сказ», я им пытаюсь по возможности помогать.

- Расскажите подробнее об этой программе.
- Ей год.  Я очень доверяю новокузнецкому «Сказу», мы с ним принципы театра понимаем одинакового, не разделяем театр и жизнь. В моей биографии был такой случай: в 7 лет я серьезно заболел, и мама с помощью куклотерапии поставила меня на ноги. До сих пор хорошо помню те дни. Ко мне в палату в инфекционной больнице никого не пускали, я не мог ни с кем общаться, но мама принесла мне куклу из театра, и вот я уже был не один. Помню и как я потом заново учился ходить вместе с куклой. Она может забирать боль, я знаю точно, поскольку испытал на себе. Когда в процессе разработки программы мы общались с врачами, то доктора из онкологической клиники сказали страшную вещь: детей лечат ядами, это тяжело и больно. А кукла, я надеюсь, пусть может моя вера  и наивна, - это то внимание, которое остается с ребенком. По-моему, в Новокузнецке реализуется очень важный проект, возможно, и в других городах он тоже со временем будет действовать. Кстати, куклотерапия хороша и для актеров. Маленькие пациенты - зрители сложные, их точно не обманешь, так что работа с ними становится важной школой для артистов, особенно для молодых ребят. Есть разные дети - с ДЦП, глухонемые, но они тоже чувствуют мир, и через куклу могут многое в нем постичь. Мы будем продолжать проект.

- На фестивале «Сибирские кукольные игры» вы учредили свою премию за лучшую работу актера и актрисы. Почему она называется «Золотой львенок»?
- Все знают, что есть венецианский фестиваль, где «Золотой лев» - серьезная кинематографическая награда. Но наш «Золотой львенок» имеет другую историю. Дело в том, что моя мама Наталья Ивановна Никифорова, в честь которой учреждена премия, всю жизнь прожила с одним человеком, с моим отцом, которого звали Лёва. Я хотел «спрятать» его имя в названии премии.
Отец был большим, выразительным мужчиной, весил больше 120 кг. Среди его ролей - папа Карло в «Буратино». С нею связанная важная история - я родился во время спектакля. Дело было в городе Тула, где тогда работали родители. Мама была в роддоме, а папа играл в спектакле. В тот день давали «Буратино», буквально через пять минут после его начала я появился на свет. Позвонили в театр. Первым из актеров новость узнал замечательный артист, который исполнял роль Карабаса Барабаса. Он дождался сцены, когда мой папа будет строгать полено… Папа, надо сказать, в той постановке работал в живом плане, остальными героями были куклы. И вот он берет в руки красивое полено, а сзади к нему подползает коллега и шепчет: «Лёва, Лёва, у тебя сын родился!». Надо сказать, что спектакль в тот раз шел почти на 20 минут меньше, чем обычно. Так вдохновенно папа не играл никогда! Едва родившись, я, видимо, по «проводам небесным» почувствовал любовь и силу театра. Дорогое моему сердцу имя отца я зашифровал в этот приз.

- «Золотой львенок» уже вручался прежде?
- Первая премия была вручена в Новокузнецке в прошлом году, ее получила замечательная актриса Галина Романова, в моей жизни она была первой принцессой, именно ее я увидел в раннем детстве в этой роли. Галина Романова блистательная актриса, она уже много лет самоотверженно работает в театре. Для меня очень почетно, что эта премия утверждена на фестивале в Томске, и что уважаемая коллегия согласилась ее поддержать. Я абсолютно доверяю мнению жюри, выступлю здесь как вспомогающее звено, постараюсь помочь организаторам. Здесь мои друзья, товарищи, здесь моя родная земля.  Премия потому и появилась, что мне очень хотелось сделать хотя бы такое небольшое дело для артистов театра кукол, каждый год отмечать лучшие актерские работы. Не только эмоционально, но и материально поддержать актеров. Мои друзья участвовали в реализации задумки, и, надеюсь, будут и в дальнейшем делать так, чтобы я смог помогать артистам. Мы будем стремиться к тому, чтобы «Золотой львенок» развивался, возможно, в скором будущем премия расширится, по крайней мере, у нас есть такие планы.

- Вы часто бываете на фестивалях, видите далеко не только московские театры. Есть ли у вас любимые провинциальные коллективы?
- Я сам вышел из провинциального театра, и никогда не разрывал с ним связь. Бывает, уехал человек в Москву, занялся там делом и забыл откуда он пришел. У меня все иначе. В провинциальных театрах, что драматических, что кукольных, актерам всегда приходилось сложно. Но зато там работают самые самоотверженные люди. Уже достаточно поработав в разных городах и странах мира, могу это подтвердить. А если говорить о кукольном театре, то это самая бесправная часть нашего творческого союза. Восхищаюсь той энергией, которая есть у актеров, и, надеюсь, она еще сохранится у них на долгие годы. Артисты, может, устают, что не происходит чего-то нового, ждут режиссеров которые приедут к ним из столиц, поднимут театр… Но это не вариант, чаще такие постановки – «одноразовая припарка». Все театры рождались в том городе, где они созданы. Важно, чтобы молодые артисты, которые приходят в театр, любили его, стремились его поддерживать.
Когда я окончил Новосибирское театральное училище и потом поступил в Москву, то был поражен контрастом. В Новосибирске у нас был невероятно творческий коллектив студентов, мы все время что-то делали, придумывали, а Москва - она немного останавливает людей. Мол, вы не торопитесь… Сдерживает творчество. Естественно, у нас были блистательные педагоги, мне повезло, я учился у великого мастера Олега Павловича Табакова. Но, тем не менее, мы не были так свободны, как во время учебы в Новосибирске. Считаю, вся энергия находится в провинциальных театрах. Уверен: хороший актер - он везде будет хорошим актером. Так что на любом фестивале мы всегда ждем открытий и новых интересных постановок.

- Раз уж у нас фестиваль театров кукол, то признайтесь – какие из множества видов кукол вам особенно по душе?
- Куклой может стать любая вещь, в которую актер и режиссер вложат душу. А какой предмет  - это неважно. Если говорить серьезно, то поражает, каким  невероятным мастерством надо обладать, чтобы владеть куклой-марионеткой или тростевой куклой. Когда я первый раз взял в руки куклу, чтобы работать с нею за ширмой, то мама занималась со мною, была моим суровым педагогом. Хотя она долго не хотела, чтобы я становился артистом, поскольку знала: это профессия, лишенная гарантий. Тем более, трудно понять, на что способен молодой человек. Я сразу понял, что для работы с куклой нужно здорово владеть техникой. И даже этого мало, далеко не всем актерам подвластна кукла, не каждый сможет вдохнуть в нее жизнь.

- Зато тем, кто справляется с нею виртуозно, с куклою иногда сыграть роль даже проще, чем без нее…
- Мне очень нравится рассказ Сергея Владимировича Обрзацова о том, как он учился в студии МХАТ, где пытался стать драматическим актером. И однажды его попросили спеть любовный романс. Он долго готовился, сидел, думал, выпучивал глаза: «Я люблю ее, люблю», но когда спел, то почувствовал - это провал. В отчаяние пришел домой, взял свою куклу-негритенка, надел на руку, и спел тог же романс уже от ее лица… Когда он представил номер в студии, все пришли в восторг. А Образцов потом вспоминал, что ему вдруг стало так легко, словно он отдал свою любовь кукле, и она очень точно передала его чувства. Если кукла «оживает», то она обладает невероятной магией. Впрочем, многие куклы кажутся очень притягательными. Например, после съемок в «Ликвидации» художники картины подарили мне роскошную марионетку - маленького Гоцмана, главного героя сериала, которого я, собственно, и играл,. Надеюсь, она когда-нибудь окажется в Новокузнецке. Когда у театра кукол появится новое здание и там откроют музей, то я передам ее туда (также как и другие подходящие для такого музея вещи).

- Не все знают о вашей связи с театром кукол – сегодня вы известны и любимы как киноартист. В каких новых картинах вас можно будет увидеть в ближайшее время?
- Вот-вот должна выйти в прокат картина «Распутин». Ее мы снимали в Питере. Главного героя сыграл Жерар Депардье, роль императрицы Александры Федоровны досталась Фанни Ардан, а я стал в фильме императором Николаем II. Во Франции картина уже вышла, ее принимали очень тепло, теперь ждем премьеры в России. Сейчас я снимаюсь в картине под названием «Пепел» – это яркая приключенческая любовная история. Над нею работает очень талантливый режиссер Вадим Перельман. Он родился в Украине, но в 14 лет переехал в Америку. Снял несколько лет назад замечательную картину, «Дом из песка и тумана» с Беном Кингсли в главной роли. Она претендовала на победу в трех номинациях «Оскара». Теперь ему захотелось вернуться на родину и попробовать с русскими актерами воплотить в жизнь историю, которую он уже давно задумал. Съемки в разгаре, я буквально из лесов из-под Петербурга, с золотых приисков (можно сказать, оттуда и привез золотого львенка!), приехал к вам в Томск, воспользовавшись небольшим перерывом в работе.

- Когда появилась информация о том, что Владимир Машков приедет в Томск на фестиваль, то многие интересовались: не сыграет ли артист заодно спектакля? Хочется увидеть вас на сцене…
- Должен сразу расстроить вас – я сейчас не занят ни в каких спектаклях. Не могу, к сожалению, совмещать кино и театр. Восторгаюсь теми актерами, которые одновременно снимаются и играют в спектаклях. У меня не хватает сил. Театр - настолько захватывающая вещь, что приходится выбирать. Пока кино не позволяет мне заняться театром, уже 10 лет в нем не работаю. То есть, я всегда с ним связан, я не брошу своего учителя Олега Табакова, но на сцену не выхожу. Хотя задумки есть, если они реализуются, возможно, что-то и привезу в Томск. У меня давно родилась идея поставить на сцене МХТ спектакль «Собачье сердце», причем это будет драматический театр кукол. Я как режиссер бы хотел соединить в нем актеров драматических и кукольных. Куклы меня не отпускают…

Текст: Мария Симонова

Фото: Роман Сусленко