Межмузейный шаг вперед: Выставка «Сибирская Атлантида» в Томском краеведческом

Нынешний год для Томского краеведческого музея юбилейный: 90 лет творческой, научной и экспозиционной деятельности.

Отмечая солидную дату, музей решил сделать пробный «шаг вперед» и организовать... Конечно, новую выставку. Но не просто выставку, а выставку музейных ценностей сибирских музеев и привезти в Томск оборудование, какого здесь еще не видели.

!cut

«Сибирская Атлантида» - это пробный шаг музея к новой жизни, если хотите - поиск новых форм. Современному музею следует идти в ногу со временем, кроме того, уже давно пора устанавливать межмузейные связи, хотя бы в пределах сибирского края – эти нехитрые постулаты легли в основу концепции новой выставки.

- Мы долго думали над тем, какой же должна быть наша юбилейная, титульная выставка. И придумали: собрать в одном месте все сокровища сибирских музеев, - рассказывает Святослав Перехожев, директор Томского краеведческого музея. - Но как собрать в одном месте совершенно разные предметы, начиная от реконструированного пещерного медведя и заканчивая мотоциклом образца 1909 года? Не получится ли у нас в итоге антикварный магазин? Потому приняли решение представить музейные редкости несколько в ином, возможно, не совсем привычном контексте. И с обязательным использованием самых современных технологий: свет, звук, видеомэпинг, видеоинсталляции. Безусловно, главным для нас остается музейный предмет, но мы же прекрасно понимаем, что есть определенный кризис классического экспонирования этих предметов. Молодежи, возможно, это не всегда интересно. Поэтому в «Сибирской Атлантиде» мы попытались создать новую музейную среду.

Среди совсем «нового», чего Томск еще не видел, а если и видел, то мельком – виртуальная примерочная, голографическая 3D пирамида, интерактивный игровой стол. Все это приехало в Томск из Санкт-Петербурга и, к сожалению, через три дня было отправлено обратно. Ход оказался верным: новое оборудование моментально привлекло внимание молодежи, впрочем, и старшее поколение не отказывалось «примерить» на себя платье с помощью виртуальной примерочной или ознакомиться с такой технической новинкой, как интерактивный игровой стол.

Новой была и форма презентации «Сибирской Атлантиды» томской публике – в музее решили не ограничиваться привычными торжественными речами - собственно, их открытии и вовсе не было. Но было представление – с обязательным ведущим, костюмированными героями, музыкой, видео и презентацией редкостей-экспонатов публике (которой, к слову сказать, на открытии выставки собралось в разы больше ожидаемого).

Экспонаты для «Сибирской Атлантиды» собирались по-разному: о некоторых предметах в краеведческом знали и раньше, что-то предлагали сами музеи, которых пригласили к сотрудничеству. К сожалению, на контакт пошли не все: к примеру, так и не удалось договориться с археологическим музеем ТГУ. К тому же, томскому музею пришлось взять на себя довольно большую ответственность: стоимость страховки некоторых экспонатов выражалась в сотнях тысяч евро.

Но с 26 другими музеями Томска, области и соседних сибирских городов общий язык найти удалось. В результате на выставке представлено порядка 90 предметов: плащ шаманский с 12-ю подвесками, икона Николая Чудотворца (1881 год), посох Святителя Феодосия Черниговского (XVIII век), пещерный медведь (реконструкция 2011 года), весы Кулона (к. XIX – н. XX века), предметы знаменитой кулайской культуры, бронзовая нагрудная бляха из Тимирязевского археологического комплекса, китайские женские туфельки (XIX – н. XX века)… Объединение этих столь далеких друг от друга предметов под крышей одного музея должно было послужить наглядным примером того, что музеи сибирского региона способны объединяться и вести совместную работу.

- Есть у нас и другая задумка, - говорит Святослав Перехожев. - На выставку собираются директора музеев-участников, есть смысл подумать над тем, что неплохо бы было сделать проект «Сибирская Атлантида» межрегиональным. Вот он постоял в Томске, так почему бы ему не постоять в Новосибирске, а потом отправиться в Тюмень? Музеи должны общаться, в отношениях между ними должно присутствовать движение. Для музеев всего Сибирского федерального округа это очень интересная идея, над которой стоит поразмыслить.

К сожалению, в ее сегодняшнем виде выставка простоит всего месяц. Не все предметы «продержатся» до конца – часть из них придется вернуться обладателям, часть убрать. Например, «Степенную книгу царского родословия» (никто не мешает нам утверждать, что именно она стояла в библиотеке Ивана Грозного, говорит Святослав Перехожев) - собственность краеведческого, хранители не разрешают выставлять в течение длительного времени. Но музейщики обещают «добавить» экспонатов, чтобы выставка простояла хотя бы до конца школьных каникул.

Текст: Анна Жидкая

Фото: Евгения Швецова