Театральное закулисье: реквизитор

В репертуаре театров по нескольку десятков спектаклей. Например, в Северском театре для детей и юношества сегодня около 40 постановок. В каждой – свои костюмы, свой реквизит, причем немало. Только представьте себе, сколько места надо, чтобы хранить все необходимые для спектаклей вещи! И как важно знать, где именно находится тот или иной предмет и наряд. В северском театре заведует костюмерным цехов, а также следит за реквизитом Татьяна Юрьевна Вилькер. Вместе с нею мы побывали в недоступных для зрителей помещениях – в театральных подвалах, где в шкафах и коробках ждут своего выхода на сцену нужные предметы. И узнали все о таких профессиях, как реквизитор и костюмер.

!cut

Татьяна Вилькер поражает своей постоянностью в отношении к работе – уже 39 лет ее жизнь связана с Северским театром для детей и юношества. Когда она пришла туда работать, его еще назывался «кукольным». Татьяна Юрьевна уверена – любовь к этому виду искусств передалась ей по наследству:

-  Моя мама работала в театре, она была актриса оперетты. Я еще с детства целыми днями пропадала в театре, бывала и на репетициях, и на спектаклях. Но учиться поступила в музыкальное училище, окончила дирижерско-хоровое отделение. По специальности работала мало – учитель пения в школе не самая увлекательная должность. Тем более, что я невысокого роста, многие старшеклассники были выше меня, на уроках они шумели и вели себя далеко не лучшим образом. Так что вскоре я решила сменить профессию,   перешла в театр, где мне всегда было интересно. Все-таки я его люблю с детства, мама привила мне к нему особое отношение. Начинала с нуля, всему пришлось учиться. Меня взяли в бутафорский цех, научили делать кукол. Мне повезло - работала с мастерами высокого класса, большинства из них уже, увы, нет в живых. Многому меня научила художник Светлана Васильевна Левшун. С нею я проработала 17 лет, пока театр еще располагался в старом здании. А когда построили новое, то я перешла на должность реквизитора, одновременно на полставки была костюмером. Тогда в театре костюмов было совсем немного: большинство спектаклей игралось за ширмой, зрители видели только кукол, актеры поэтому были одеты во все черное, специальной одежды им не шили.

Но шло время, и театр менялся. В 1990 году главным режиссером стала Наталья Корлякова, и репертуар преобразился. В нем появились гораздо более сложные, масштабные постановки, взрослые спектакли. Конечно, теперь артистам требовалось куда больше костюмов и реквизита. Театру понадобился костюмерный цех. Весь реквизит и костюмы теперь хранятся в трех больших помещениях в подвале. Кажется невероятным, что возможно запомнить, где находится костюм, шляпа, кукла из определенного спектакля, но Татьяну Вилькер это не пугает:

- Мне надо знать назубок, где именно что лежит, - поясняет Татьяна Юрьевна. – Понимать, где хранится какая обувь, шляпка, костюм. Иногда случается, одна деталь костюма задействована в двух разных спектаклях – например, накидка, подъюбник, важно учесть эти нюансы. К каждой постановке пишут партитуры - практически как у музыкантов, только по реквизиту и по костюмам. Обязательно с ними сверяюсь – не дай Бог что-то забыть. Память у меня пока хорошо «работает», но вечером, когда я прихожу домой, обязательно мысленно проверяю, все ли нужное для спектакля достала, все ли приготовила для артистов. Бывает, вечером перед уходом с работы пишу самой себе записку, что утром надо принести или это унести.

Иногда в спектакле есть несколько составов артистов, и одну роль по очереди играют разные люди. Тогда для каждого шьют свой костюм, а чтобы потом не запутаться в вещах, на одежде вышивают инициалы. Впрочем, каждое одеяние в театре в любом случае получает свой инвентарный номер.

Работа у костюмеров и реквизитор начинается перед спектаклем, а оканчивается уже после того, как закроется занавес.

- Пунктуальность в моем деле очень важна, опаздывать нельзя! - отмечает Татьяна Юрьевна. – Надо приготовить на сцену весь реквизит, принести костюмы и развесить актерам по гримеркам, затем проверить, все ли правильно сделано. А после спектакля приходит время все убрать на место. Если костюм загрязнился, то отдаю его человеку, ответственному за стирку и химчистку. Когда вижу что-то порвалось или сломалось, то  обычно сама занимаюсь ремонтом. Во время спектакля я за кулисами: вдруг случится какой-то форс-мажор. Бывает, приходится что-то срочно поправлять: приклеивать ручку корзинки или чинить куклу. Костюмы тоже могут повредиться. Однажды, помню, у актрисы на платье внезапно разошлась молния, а ей через несколько минут выходить на сцену и танцевать. Но иголка с ниткой у нас всегда наготове, и впадать в панику никогда нельзя. Мы успели быстро зашить платье! Конечно, всю работу выполняю не одна я – у меня есть хороший помощник – очень ответственная коллега Надежда Николаевна Дякина. Она реквизитор-костюмер, мы с нею вместе работаем давно, уже 25 лет.

Самый насыщенный момент в работе для реквизиторов и костюмеров наступает перед премьерой. Накануне всегда появляется чувство, что времени не хватает:
- Начинается гонка, но в итоге мы все равно все успеваем, и премьеры проходят у нас «на ура», - говорит Татьяна Юрьевна.

Реквизиторам и костюмерам надо быть еще и неплохими психологами, ведь ситуации в работе бывают разные:

- Порою артисты не в настроении, но это нормально, они же очень эмоциональные по натуре, - рассказывает Татьяна Вилькер. – Нельзя на них обижаться. Я сама, правда, тоже эмоциональная. Если возникает недоразумение, то стараемся его сгладить. Чем артисты бывают недовольны? Когда я забыла подать им вместе с костюмом «бабочку», когда им не почистили ботинки. Они это сразу замечают. Раздражает, если отрывается пуговица, но обычно мы ее сразу же пришиваем. Я понимаю, что перед спектаклем артисты уже начинают входить в образ, готовятся к выходу на сцену, так что нельзя им портить настроение. Иногда, напротив, надо подбодрить, например, сделать комплемент, помочь почувствовать себя увереннее. Вообще, считаю, актеры меня уважают – я же столько лет уже работаю в театре. Дарят мне цветы, говорят «Спасибо!». Я же их обслуживаю, все время у них на глазах. Они, когда не могут что-то найти, меня всегда зовут. Часто молодежь старается мне помочь, когда видит, как мне тяжело что-то нести из подвала.

Посмотреть спектакли костюмеру доводится редко. Разве что во время генеральной репетиции, и то если в постановке не нужно помогать с переодеваниями. Обычно во время представления приходится стоять за кулисами. Но любимые спектакли у Татьяны Вилькер все равно есть:

- Я предпочитаю классику, очень люблю детские кукольные спектакли: «Машенька», «Поросенок Чок». Ребятишки с таким интересом их смотрят, иногда даже визжат от восторга! Из постановок для взрослых мне, естественно, очень нравится спектакль нашего главного режиссера Натальи Корляковой «Ромео и Джульетта». Были у нас замечательные спектакли «Продавец дождя» (его ставил Сергей Афанасьев из Новосибирска). Недавно в театре была премьера необычной японской сказки «Юкико - дочь холода», это тоже постановка Корляковой.

Главная сложность в работе костюмерного и реквизиторского цеха – недостаток места. Здание строилось для кукольного театра, предполагалось, что в нем будут идти небольшие спектакли с ширмами, костюмов почти не будет, да и реквизит не займет много места, так что без проблем удастся все размещать. Но театр перешел на более высокий уровень, поменял свой статус на «театр для детей и юношества», в репертуаре появились постановки для подростков и взрослых.  Это здорово, но только пространства в подвальных помещениях для всех костюмов и реквизита теперь хватает с трудом. Каждый год в театре премьеры, а предметы и костюмы из старых спектаклей все равно стараются не выбрасывать (если они еще в хорошем состоянии). Бюджеты на постановки невелики, иногда что-то может пригодиться в новом спектакле. Не надо забывать и о «капустниках» (в Северске есть традиция проводить их 27 марта в День театра, а также на бенефисах актеров), где может понадобиться самый разный реквизит. Так что приходится ответственным за костюмы и реквизит запоминать все нюансы непростого расположения предметов.

Интересно, что, хотя Татьяна Юрьевна точно знает, где что лежит, иногда нужные вещи все равно пропадают, и объяснение этому есть только мистическое:

- В каждом доме есть домовой! – считает Татьяна Юрьевна. – Наш театр не исключение. Иногда висит платье на своем месте, а мы его найти не можем. Много времени потратишь на поиски, уйдешь, а утром вернешься - и вот оно, ждет нас где положено! Бывает такое.

Но какие бы не были сложности, сюрпризы, как бы ни мешали работе домовые, Татьяна Вилькер даже не думает о том, что можно уйти из театра:

- Работа у меня сумасшедшая, - признается она. – Никому ее не пожелаю, но мне нравится! Я давно могла бы уже уйти на пенсию, спокойно сидеть дома. Но когда выпадает несколько выходных, то я ловлю себя на мысли: «Скорее бы в театр!». Это же мой второй дом, а дом есть дом! Не могу без работы, постоянно должна что-то делать. Конечно, я умею шить, могу создать головной убор (однажды даже из Турции у меня бы заказ, сделала украшения для танцовщиц варьете в стиле кабаре «Мулен Руж»). Но я же люблю театр, как я без него буду?!

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина