Томский симфоническй оркестр вновь обрел дирижера

Проблема с постоянно действующим главным дирижером в томской филармонии стояла без малого 15 лет. В январе этого года пустующую должность занял Ярослав Владимирович Ткаленко, с ним был заключен контракт. Решение о кандидатуре принималось при поддержке оркестра и начальника департамента по культуре Томской области Павла Волка.

!cut

 Для оркестра Ярослав Ткаленко не чужой человек, впервые его знакомство с коллективом произошло семь лет назад. А в прошлом году, осенью, они вместе выезжали на гастроли. 

- В целом по России оркестров мало, а дирижеров много. Это предложения, от которых не отказываются, за которые хватаются, т.к. это возможность реализовать себя и делать дело на высоком уровне. – сказал журналистам Ярослав Ткаленко.

Работы по повышению уровня работы коллектива и подбору кадров предстоит много, считает дирижер. Во-первых, оркестру не хватает музыкантов и инструментов. По минимальным подсчетам, чтобы вывести оркестр хотя бы до стандартного тройного состава, необходимо добрать еще 35 человек. Также уже имеющийся коллектив считается достаточно возрастным, поэтому сейчас художественный руководитель филармонии Дмитрий Ушаков рассылает приглашения в консерватории ближайших регионов, чтобы привлечь молодых ребят.

Во-вторых, необходимо провести переаттестацию уже имеющихся музыкантов, чтобы выявить сильные и слабые стороны оркестра и проверить на соответствие занимаемой должности. «Если кто-то не будет соответствовать требованиям, то увольнять сразу мы никого не намереваемся. Для начала мы дадим человеку время для повторной аттестации. Хотя в принципе, в нашей ситуации у нас достаточно вакансий, чтобы можно было сделать маневр, и передвинуть человека чуть дальше», - прокомментировала директор Томской филармонии Марина Шерина.

В-третьих, предстоит проработать репертуар, который будет исполняться оркестром. С середины апреля в БКЗ должны начать продавать абонементы на следующий сезон. Среди них планируют организовать оперный абонемент («Волшебная флейта» Моцарта, «Ожидание» Таривердиева, «Человеческий голос» Пуленка и «Иоланта» Чайковского), монографический – все симфонии Бетховена, вечерний сборного характера, программы для детей и семейные концерты.

Сам Ярослав Ткаленко проживает с семьей в Москве, последние 10 лет проработал в Центре оперного пения Галины Вишневской.  При заключении договора перед дирижером не ставили требование о переезде в Томск, тем не менее, он должен проводить с оркестром определенное количество часов в месяц. Также до конца сезона Ярослав Владимирович сыграет с оркестром 7 программ.

- Дирижера, который будет работать с оркестром каждый день, таких нет. На репетициях постоянно приходится указывать на ошибки музыкантов, исправлять их. Дирижер - это педагог и воспитатель, и родитель. Поэтому надо, чтобы иногда этот родитель менялся, - говорит Ярослав Ткаленко. - В Томске уже сложилась система «приглашенных звезд», которая давно практикуется на западе. В данном случае очень важно кто из приезжих будет работать с оркестром, чтобы направленность работы была у всех дирижеров в одном направлении, тогда коллектив будет развиваться.

Главный дирижер симфонического оркестра Томской государственной филармонии Сергей Ханукаев, выбранный весной 2011 года на должность по итогам конкурса «Парад дирижеров», в ноябре 2011 года покинул свой пост в связи с семейными обстоятельствами и вернулся в Бостон. В сентябре прошлого года директор филармонии Марина Шерина сообщила, что среди претендентов на должность главного режиссера - Эдуард Дедюра (Москва), Жуау Тьягу Сантуш (Португалия), Сесар Альварес (Испания) и Мария Эклунд (Москва).

фото: Мария Аникина, Максим Кузьмин, Евгения Швецова