Театральное закулисье: цех по пошиву сценической обуви

Средневековую обувь в магазине не купишь. Также как и античную. Или фантазийную, которая так идет герою сказки. А на сцене мы так часто видим истории из прошлого! Например, сейчас в Томском драматическом театре режиссер Александр Загораев вместе с художником Леонидом Пантиным ставит спектакль «Забыть Герострата!». Действие происходит в Древней Греции. Для постановки нужны не только декорации и костюмы, но и определенная обувь. И сандалии героев будут выглядеть именно так, как нужно авторам спектакля. Для этого в театре есть мастер по пошиву сценической обуви Сергей Волков. В его совсем небольшом цехе появляются на свет особенные ботинки, сапожки и туфли, которые не купишь ни в одном магазине. Они создаются специально для героев спектаклей.

!cut

Профессия обувщик сегодня встречается нечасто. Сергей Волков ее азы осваивал на томском производстве, в цехе индивидуального пошива обуви. У него был свой учитель, который и рассказал начинающему сапожнику все премудрости мастерства. В театр Волков попал случайно:

- Я был «на вольных хлебах», а потом захотелось определенности, начал искать постоянную работу, - рассказывает Сергей. – И как раз появился вариант с драматическим театром. Побеседовали, и меня пригласили сюда. Точный год уже не вспомнить, но дело было в конце 1990-х. В театре я работаю больше 15 лет. Когда только пришел сюда, то в Драме ставили комедию «Дон Хиль зеленые штаны». До сих пор считаю этот спектакль самым масштабным для мастера по сценической обуви, столько всего тогда понадобилось сделать! Я даже испугался, с ужасом думал: «Неужели каждый день так работать придется?!». В спектакле было занято много артистов, и для каждого надо было создать свою пару обуви, в основном речь шла о высоких сапогах-ботфортах, ярких, разных цветов.

Хорошо, что принципиальных отличий между обычным обувщиком и театральным не обнаружилось: навыки им нужны практически одинаковые.
- Конечно, есть некоторые сложности в изготовлении, - отмечает Сергей.  – Необычная все-таки обувь, для нее часто делаю другие выкройки. Но специальной учебы или семинаров никогда не посещал и о них не слышал. Иногда ищешь какую-то подсказку в интернете, хотя обычно не приходится чего-то изобретать. Художник-постановщик спектакля поясняет, что именно ему нужно, дает подробные эскизы.

Именно со встречи с художником и начинается работа обувщика. Обсуждаются эскизы, материалы, разные возможности кроя. Приглашенные художники-постановщики из других городов, по наблюдениям мастера, более требовательны, от эскиза нельзя отступать ни на шаг.

Дальше приходит время воплощения рисунка в жизнь. Все размеры и нюансы ног артистов у обувщика записаны, но иногда приходится вносить коррективы. На создание одной пары обуви в среднем уходит 3 дня работы (впрочем, конечно, не всю обувь, что мы видим на сцене, создают в театре – вполне классические или современные варианты покупают в магазинах).

Какие материалы понадобятся изготовления для обуви, зависит от художника. Для сказки обычно все шьется из блестящих тканей. Часто используется искусственная кожа или кирза («башмачка», как ее называют обувщики) - толстая ткань, которой раньше покрывали полушубки. Натуральная кожа стоит дорого, ее используют реже. Например, чешки, в которых актеры будут танцевать, обычно делаются на кожаной подошве, тогда она получается мягкой. Закупают материал в соседнем Новосибирске:

- Там кожа коровья, настоящая, нормальная, толстая, - поясняет Сергей Волков. – Сейчас такая уже становится редкостью. Я заметил, что часто обувь делают из перчаточной кожи, а не обувной. Разница в толщине. Перчаточная в два раза тоньше. Из одной кожи во время производства просто делают две, разрезают ее. Отличить, из какого именно вида сделана обувь, непросто. Дело в том, что тонкая дублируется тканью и кажется плотной. Но в местах, где она соприкасается с подошвой, все равно быстро рвется. Так что те, кто заметил, что в последнее время обувь стала менее долговечной, вероятно, правы. Она создается из более тонкой кожи.

Пара обуви, сшитая у мастера, будет более ноской, чем то, что сделано на фабриках. Не зря во все времена ручная работа ценилась дороже. Но традиции заказывать себе сапоги или туфли в Томске нет. В том же театре к обувщику обращаются с просьбами, если что-то нужно починить, а сшить не просят.

- Я считаю, частные заказы уходят в прошлое, - говорит Сергей Волков. – Нет спроса на индивидуальные модели. Сейчас в магазинах представлено так много вариантов, что проще выбрать себе пару из готовой обуви. Заказ обойдется примерно в два раза дороже. Шьют себе обувь сегодня, пожалуй, только те, у кого очень большой или маленький размер ноги или совсем нестандартная форма.

Правда, сам Сергей Волков в последний раз покупал себе обувь в магазине уже много-много лет назад. Поговорка «Сапожник без сапог» не про него, он предпочитает модели собственного изготовления.

- Моим ботинкам уже 8 лет! – отмечает Сергей. – Надоели, признаться, страшно, но не разваливаются же, вот и ношу. Надо все-таки сшить что-то новое…
   
Как настоящий мастер, Сергей к обуви неравнодушен, и всегда обращает на нее пристальное внимание. Даже на улице непременно присматривается к оригинальным моделям:

- Дамы иногда даже обижаются, - смеется обувщик. – Говорят, мол, что это вы на ноги мои смотрите! Они же не знают, что меня просто заинтересовало, как сделана их обувь.

Хотя уж таких необычных вариантов, как в театре, на улице не увидишь. Сергею Волкову запомнилось, как однажды для Евгения Платохина делали котурны. Та пара обуви была на высоченной, но при этом  гибкой подошве. А Виктор Антонов когда-то в спектакле «Ангеле приходит в Вавилон» играл статную даму. Это героине нужно было ходить по сцене на каблуках, а размер ноги у Виктора Павловича совсем не женский, 45-й. Туфелек для него, конечно, было не купить. В итоге сделали их в театре, на деревянных каблуках высотою 8 см. С обувью для актрис тоже бывают свои сложности. Например, для Елены Саликовой как-то раз сшили восточные туфельки с поднятым к верху носами. У них был непростой крой.

Впрочем, легких задач в сапожном деле вообще не бывает:
- Любая обувь требует труда, что мужская, что женская, - считает Сергей Волков. – Женская обычно немного сложнее, поскольку чаще всего приходится делать каблук, но принципиальной разницы нет.

Что, кроме материалов, необходимо для создания обуви? В шкафу за шторкой в мастерской прячутся разнообразные колодки. Каких только вариантов форм здесь нет! Сделаны они либо из дерева, либо из пластмассы (последние прочнее). Специфической техники в цехе по пошиву сценической обуви немного. Это швейная машинка и «машина обувщика», которую сапожники иногда называют «комбайн» - у нее достаточно много функций (главные - обработка обрезанного каблука и шлифовка подошвы). Такого лаконичного оборудования для работы достаточно, хотя для шитья из кожи была бы кстати еще машина «фортуна». Пока кожа обрезается вручную, а с помощью техники получалось бы тоньше и симпатичнее.

Интересно, что Сергей Волков обувает не только героев спектаклей Драмы. В других томских театрах тоже периодически обращаются за помощью к этому мастеру. Каких-то принципиальных отличий в пожеланиях у разных коллективов нет. Все всегда зависит от режиссера с художником и их фантазий.

Самое сложное в работе мастера сценической обуви – чтобы артисты остались довольными. Ведь обувь должна им не просто нравиться, надо, чтобы в ней было удобно работать. Но обычно все претензии у тех, для кого шьется обувь, только по делу. Придираться просто так никто не будет, независимо от своего опыта и звания.

- Нет такого, чтобы с заслуженными или народными артистами было труднее работать, - уверен Сергей Волков. – Например, наш заслуженный артист РФ Виктор Павлович Антонов. Он придет, померит обувь, если по размеру нормально, то скажет: «Все хорошо, а остальное обыграем!». Вообще, я не замечал, чтобы кто-то в театре был придирчивым.

А самое приятное для Сергея Волкова – это премьера:
- Радует, когда спектакль сделан, сдан, и все довольны, смеются! – замечает мастер. – Это, пожалуй, то, за что я больше всего люблю свою работу.

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина