Музейные тайны: фонд стекла и мебели

Маленький и на первый взгляд обычный кабинет в глубине музейного здания таит в себе настоящие сокровища. Ведь здесь, в фондах, «живут» коллекции, в которых есть уникальные экспонаты. Следят за ними хранители. Об этой необычной профессии и нескольких предметах с яркой историей «Афише» рассказала Елена Малофиенко, ответственный хранитель фондов керамики, стекла, мебели Областного краеведческого музея. 

!cut

Стать хранителем непросто – эту должность доверяют только тем, кто работает в музее не первый год: 
- Сначала надо узнать деловые и морально-этические качества человека, - поясняет Елена Малофиенко. - В музейных фондах все должны быть друг в друге уверены. Порядочность очень важна. Значим и характер, нужно быть аккуратным человеком, любой предмет всегда надо возвращать именно на его место, иначе начнется путаница. Для работы в некоторых фондах требуется хорошее здоровье – из-за пыли у людей начинается аллергия. Нет смысла осваивать профессию хранителя ненадолго – есть смысл приходить в нее минимум на 10 лет, так мы обычно говорим новичкам. Первые года три сотрудник будет осваиваться, знакомиться с тем, что представлено в фонде. У нас в музее большая коллекция, около 100 тысяч единиц.

Елена Малофиенко стала ответственным хранителем еще в 1991 году, а до этого 7 лет проработала в научно-исследовательском отделе. Она отвечает за сохранность коллекций предметов из стекла и керамики, мебели, но также хорошо знакома и с другими музейными коллекциями – металла, дерева, оружия, изделий из драгметаллов. С ними ей доводилось работать в то время, когда отвечающие за коллекции хранители уходили в декрет. Дело в том, что фонды – очень консервативная и устойчивая часть музея, текучки кадров здесь практически нет. Когда принимают новых людей, то присматриваются к ним, и если человек не подходит – рекомендуют сменить профиль деятельности. Но если уж кто-то закрепляется  – продолжает работать долгие годы.

Конечно, хранитель не просто следит за сохранностью фондов. В его обязанностях – и правильно атрибутировать, дать научное описание каждому из экспонатов. Иногда здесь бывают сюрпризы – например, однажды в музее оказался китаец, и гостя попросили перевести, какие надписи сделаны на ножках старинного столика. Предполагали, что речь пойдет о возвышенных цитатах, философских афоризмах. Но все оказалось гораздо прозаичнее: это были ремесленные пометки, уточняющие, какая ножка стола левая, а какая правая.

Раньше определяли о каком именно необычном предмете идет речь с помощью научной литературы, всевозможных толстых справочников. Сейчас стало проще – иногда удается раскрыть загадку благодаря интернету, где есть много форумов, связанных с историей и археологией, и людей, увлеченных стариною:

- Мы сначала думали, что это орехокол, - рассказывает Елена Анатольевна, демонстрируя нам очень странный предмет, найденный в подвалах музейного здания (а когда-то усадьбы томского золотопромышленника Асташева), – Но потом отправили фотографию необычной вещи автору сайта «Мир орехокола» Марьяну Иванову. Он сразу написал мне: «Это не орехокол, хотя колоть орехи им можно», а через полгода прислал мне информацию о нашей находке. Оказалось, что это пресс для корковых пробок. Аптечные склянки раньше делали нестандартных размеров, приходилось подгонять под них пробки.

Тот же Марьян Иванов, которому в музее очень признательны за участие, помог и с другим трудным случаем. В фонды принесли загадочную вещь, ее происхождение пытались определить, обращаясь за советом к археологам, этнографам и даже знатокам масонской символики. Плоская овальная плашка с рисунком была отлита из чугуна - то есть, явно не в домашних условиях, а на заводе. Догадаться о предназначении предмета удалось, когда Марьян Иванов прочел историю о том, как в чайнике на старом чердаке был найден набор старинной игры «Бабки». Она появилась в Греции, затем распространилась по Европе, добралась до России и очень полюбилась русским мальчишкам. В XIX веке в «Бабки» играли во всех уголках страны. Для этой забавы требовались, собственно, «бабки» — начисто обработанные кости нижних суставов конечностей коров, овец, свиней и бита, залитая оловом, свинцом или вылитая из чугуна. Теперь эта игра совершенно забыта, поэтому было так трудно отгадать происхождение биты.

Но отвлечемся от игры. Елена Анатольевна показывает нам простой с виду горшок, который оказывается… вазой, созданной в абрамцевской мастерской. В XIX веке в подмосковном селе  Абрамцево, в усадьбе мецената Саввы Мамонтова был организован «Абрамовский художественный кружок». В нем работали Серов, Васнецов, Врубель и многие другие.

Понять, что этот предмет имеет такое славное происхождение, было непросто:
- Я прочла в старых музейных актах, что в фонде есть ваза из абрамцевской мастерской, стала ее искать, - вспоминает Елена Малофиенко. - Эту вещь обычно называли горшком. Я очень долго осматривала его с лупой, чтобы найти незаметный знак, указывающий на его происхождение.

Другой уникальный предмет – квасник, созданный в XVIII веке. Это гжель, хотя она и не похожа на ту гжель, которую мы привыкли видеть сегодня. В те века она была не двухцветной, сине-белой, а гораздо более разнообразной. Есть в коллекции и цветочный горшок, которому тоже около 300 лет, и квасник, появившийся на свет позже, в XIX веке. 
Эти предметы попали в Томск из Москвы. На рубеже 20-30 годов в СССР проходила акция по созданию культурных очагов в провинции, тогда из запасников столичных музеев имеющие изъяны предметы отправили в небольшие города. Таким образом удалось их сохранить – в столицах многие вещи погибли или пропали во время Великой Отечественной войны. Какие-то предметы были раздарены высоким гостям, наносившим в СССР визиты. А в далеком от военных действий и солидных визитеров Томске экспонаты сохранились.

Лет 20 назад в музей начали нести трофейные предметы. Некоторые из них тоже доставили немало хлопот исследователям.

- Мы долго не могли понять, что это за вещь, в итоге решили, речь идет о чайнице, - рассказывает Елена Малофиенко.  - Я даже написала в газету статью под названием «Загадки старой чайницы». Помню, описывала, какие повреждения у ангелов, ее украшающих. А потом к нам приехал коллега из Москвы, посмотрел на «чайницу» и сказал: «Вообще-то это резервуар керосиновой лампы».

Большая часть коллекции мебели все еще ждет реставрации. Это предметы из особняка золотопромышленника Асташева. Его потомки перебрались в столицу и сибирскую усадьбу вместе «с рухлядью», то с мебелью и прочими вещами, продали церкви. Потом здание досталось музею. Мебели уже много лет, она давно не в лучшем состоянии, ее собирались списывать, но затем решили реставрировать. Некоторые гарнитуры уже привели в порядок и их можно увидеть на выставке. Постепенно восстановят и остальные предметы, которые пока «скучают» в фонде.

Ценных экспонатов в музее много, поэтому важно не жалеть средств на хорошую охрану, сигнализацию, смотрителей. Состояние фондов определяет уровень организации:
- Категория музея зависит от количества фондов, так что в общих интересах их сохранить, - считает Елена Малофиенко. - Наши же фонды постоянно переезжают и ужимаются, мы практически ежегодно переносим коллекции с места на место. Конечно, такие условия приводят и к разрушению предметов, и замедляют нашу исследовательскую работу.

Правда, не все так печально, коллекции еще и пополняются – чаще всего экспонаты приносят горожане.

- Раньше часто звонили школьники, например, откопают старую монету на огороде, и хотят сдать в музей, - отмечает Елена Анатольевна. -  Постоянно появлялись в музее предметы, созданные на местных предприятиях - по постановлению Совета министров СССР 1969 года все заводы были обязаны передавать музеям образцы своей продукции, вот и хранятся у нас вещи, созданные в артелях, которых уже не существует. Есть Богашевская керамика, конфеты Томской кондитерской фабрики, продукция Александровского рыбозавода, да и почти всех томских промышленных предприятий.

В советские времена чиновники, профсоюзы, партийные работники часто сдавали привезенные в Томск из поездок подарки и сувениры в музей. К сожалению, в последние 20 лет эта традиция исчерпала себя, музей не получил ни одного подобного дара.

Зато с некоторыми семьями музей сотрудничает годами, и в коллекциях появляются новые старинные предметы из личных архивов. Например, на днях в фонде металла появился ценный предмет из уже одиннадцатого (!)  поступления материалов семьи Моняковых. Это набор хирургических инструментов – всевозможные скальпели, шовный материал (шелковые нитки). Он был вручен в 1916 году выпускнице, отличнице Томской акушерско-фельдшерской школы Лидии Алексеевне Моняковой. Девушка почти не пользовалась им, поскольку вскоре, в 1919 году, умерла во время эпидемии холеры. Штамп-клеймо помог определить, что набор выпущен торговой фирмой «Швабе». Когда всю информацию удастся проверить, и вещь будет описана, атрибутирована, то ей найдется место в фонде музея. 

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина, ТОКМ