Премьера в ТЮЗе: Чехов. И никаких извращений!

В зале еще горит свет, а на сцене ТЮЗа уже появляются элегантные мужчины в жилетах. И заводят речь о том, что волнует всех – о браке. «Жениться можно богатым, бедным, слепым, юным, старым, здоровым, больным, русским, китайцам... Исключение составляют только безумные и сумасшедшие, дураки же, болваны и скоты могут жениться сколько им угодно» - констатировал в 1885 году Антон Павлович Чехов. Именно его ранние рассказы и пьесы легли в основу «Руководства для женитьбы», нового спектакля Томского театра юного зрителя.  

!cut

Поставил его режиссер Алексей Серов, человек в театральном мире известный. Несколько лет он руководил знаменитым новосибирским театром «Красный факел»,  потом работал в Волгограде. Часто сотрудничает Серов и с театрами столиц, в том числе, именно он был режиссером того самого мюзикла «Норд-Ост».

Остановить выбор на Чехове постановщик предложил, когда приехал в ТЮЗ и познакомился с труппой.

- Произведения Чехова - это хорошая школа для артистов, для их роста и развития такие работы очень полезны, - говорит Алексей Серов. - Мы взяли Чехова раннего, ироничного. У меня были предложения и связанные с более поздним периодом его творчества, с трагическими произведениями. Но он труден, а Чехова в ТЮЗе давно не играли, и мы начали с раннего. Речь идет о вещах, написанных до 1890-х годов.

В спектакль вошли несколько произведений: «Руководство для желающих жениться», «Предложение», «Юбилей», «О вреде табака» и «Свадьба», которая стала сквозной линией для всей постановки. Ее герои успели оказаться свидетелями предложения, побывали на юбилее и выслушали полный горечи монолог «мужа своей жены» Нюхина (Вячеслав Оствальд).

Очень ироничный, полный уже ставшими крылатыми фразами вроде «Позвольте вам выйти вон!», «Я женщина слабая, беззащитная... Кофей сегодня пила и без всякого удовольствия» чеховский текст узнаваем. К нему автор спектакля отнесся бережно:

- Есть режиссеры, которые любят менять авторские названия, постоянно что-то переделывают, - поясняет Алексей Серов. – В Томске одна корреспондентка посмотрела фрагмент нашей репетиции и удивленно спросила: «Вы ставите Чехова без извращений над текстом?». Я не понимаю такого подхода, если бы хотел другого текста, то взял бы соответственного автора. Но раз я выбираю Чехова, то, значит, меня интересует именно он.

В оформлении тоже обошлись без экспериментов: костюмы в духе конце XIX века (художник по костюмам заслуженный работник культуры РФ Любовь Петрова), лаконичная ретро-мебель. Интересного визуального эффекта разомкнутого, безграничного пространства, удалось добиться благодаря черному заднику, виднеющемуся через световую «стену».

Среди всех историй в «Руководстве для желающих жениться» самой яркой и законченной пока оказывается «Предложение». Очень уж колоритными получаются все его герои. Ироничный отец Степан Чубуков (заслуженный артист РФ Сергей Хрупин). Несносная, громкая, своеобразная девица Наталья Степановна (Светлана Гарбар). Иван Ломов (Владимир Бутаков) - хрупкий, мнительный, постоянно находящийся на грани обморока. В этой насыщенной эмоциями, динамичной истории чеховский текст заиграл, предстал во всей красе.

Притягивают внимание и Настасья Мерчуткина (Ольга Никитина), въедливая, настырная героиня «Юбилея», и взбалмошная Наталья Алексеевна (Екатерина Костина) из той же истории. Доводит действие до абсурда своими музыкальными номерами Анна Змеюкина (Елена Тарасова), одна из участниц «Свадьбы».

Все женские образы в этом спектакле своеобразны, и, надо сказать, малоприятны, даже невыносимы. Нелепые мужчины, неуверенные в себе подкаблучники, скорее вызывают сочувствие. Самый располагающий, безусловно, Иван Нюхин (Вячеслав Оствальд), чей финальный монолог заставляет забыть о жанре комедии. Печальная история неудавшейся жизни, панический страх перед деспотичной супругой, нежелание ничего менять… На сцене во время этого монолога в буквальном смысле сгущается тьма.

Пока не все истории в премьерной постановке отличаются высоким темпоритмом, хотелось бы добавить в некоторые эпизоды драйва, эмоций. Режиссер обещает, что это вопрос времени. «Руководство для желающих жениться» - спектакль, который должен зазвучать в полную силу со временем.

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина