Музейные тайны: подсобный рабочий

Как возникает в музее новая выставка? Если отбросить творческие моменты и многочисленные переговоры с обсуждением всех нюансов будущей экспозиции, то остается прозаический вопрос: кто-то должен определенным образом развесить все работы в залах. Монтаж и демонтаж выставок – вот главные задачи подсобных рабочих. Об этой профессии рассказывает Иван Франк, подсобный рабочий Томского областного художественного музея.

!cut

- У каждого художника или куратора, который организует выставку, свои задумки, а мы помогаем их воплощать, - поясняет Иван Франк. - Обычно они высказывают все пожелания заведующей выставочного отдела музея Вере Алексеевне Зыряновой, а она уже передает задание нам, либо связывает нас с художником, чтобы он лично объяснил нам все детали.

В музее Иван работает два года. Попал сюда случайно: ему сообщили о вакансии в службе занятости. К этому моменту он уже давно не бывал на выставках. Это в детстве мама художница часто водила его в музеи. Сам Иван, когда вырос, предпочел посещать театры. Но когда оказался сотрудником музея, то сразу полюбил новое место работы:

- Здесь такие интересные, творческие люди! – уверен Иван. – Также у нашей профессии очень удобный график, нет необходимости находиться в музее с утра до вечера каждый день. Нас вызывают на работу, когда есть конкретные задания. Такой режим позволяет заниматься еще и чем-то другим. Например, мой напарник Сергей Агапович Зуев художник-витражист. Я одно время работал диджеем, и сейчас у меня тоже есть творческие проекты, не связанные с изобразительным искусством и музеем.

Обладать особыми, специфическими умениями подсобным рабочим не требуется. Но очень важна обязательность. Ведь дата открытия выставки всегда объявляется заранее. Значит, что бы ни случилось, к нужному дню все работы должны занять в музейном зале свои места.

Обычно выставку рабочие монтируют вдвоем:  
 - Для подвешивания работ используются трубы, к ним подвязываются веревки, на которых делаются специальные узлы (мой напарник называет их музейными): они ездят, поэтому всегда можно отрегулировать высоту, приподнять или опустить картину, - объясняет технологию Иван Франк. –  Закрепляются веревки и на рамах картин. На них обычно есть для этого встроенные кольца. Бывает, что никаких креплений на рамах не оказывается, тогда в них мы вбиваем гвозди, иначе подвесить работу не получится. Веревки при монтаже выставки используются с шелковой нитью, такие продаются в охотничьих и рыболовных магазинах. Она очень крепкая и выдерживает вес любой картины. В процессе развески наши обязанности распределены так, что Сергей Агапович стоит на стремянке и развешивает работы, делает узлы, а я снизу слежу за уровнем, подсказываю, ровно ли висят картины. Мне часто говорят, что у меня хороший глазомер, благодаря этому удобно регулировать уровень. По-моему, развеску удобнее всего делать двум людям, хотя знаю, что есть художник, который всегда монтирует свои выставки один. То забирается на лестницу и вешает картину, то слезает и регулирует высоту. Так, конечно, тоже можно действовать, только времени уйдет гораздо больше.

Некоторые авторы или кураторы задают монтировщикам жесткие рамки, очень точно определяют необходимую высоту. Но многие предпочитают советоваться с рабочими, отлично знающими все особенности музейных залов. Ведь одно дело в мыслях представить себе, как будет расположена выставка, а другое дело – как этот вариант развески будет смотреться в жизни.

Монтаж выставки занимает разное время. Один из самых непростых для рабочих проектов   - это ежегодная рождественская выставка.
- В эту экспозицию входит множество работ, не менее трехсот, их вешают в несколько рядов по всей стене, под самый потолок, - рассказывает Иван. – И на эту работу нам выделяется всего 2 дня времени. Приходится развешивать от 20 до 35 работ в час. Бывают сложные по другим причинам проекты. Художники - они люди творческие, не задаются вопросом, как их работы будут располагаться в зале. Появилась идея, вдохновение – они создали картину, и что будет дальше их не слишком волнует. Решение задачи «как это подвесить» ложится на наши плечи. Хорошо, если автор сам сделал какой-то крепеж на раме. Часто бывает, что работы привозят к нам и просят «что-нибудь придумать». А рамы очень разные. Как-то у нас открывалась выставка современного искусства, там мы долго раздумывали, каким образом их возможно развесить. Конечно, в итоге разработали специальные крючки, зажимы, но времени на это ушло немало, то, что мы могли бы сделать в течение часа, в итоге мастерили три часа.

Иногда подсобные рабочие выезжают и за пределы музея – домой или в мастерскую к художнику, чтобы помочь ему доставить их до места выставки. Так бывает в тех случаях, когда авторы уже люди в возрасте, и им непросто переносить тяжелые картины.

Отвечают рабочие и за демонтаж. Ломать не строить, поэтому он проходит гораздо быстрее и проще, чем развеска работ:
- Подходишь к картине с ножом, срезаешь веревку, и аккуратно ставишь работу, - кратко описывает этот процесс Иван Франк. – Иногда мы еще и помогаем картины запаковывать, но обычно этим вопросом занимается художник или куратор, или сотрудники выставочного отдела.

Работать в музее нескучно. Иван Франк признается, что часто с интересом наблюдает за реакцией людей, посещающих выставки. Особенно это касается проектов, связанных с современным искусством:
– Мнения зрителей резко делятся, - замечает Иван. – Открылась у нас недавно выставка «Соединенные штаты Сибири». И некоторые люди ходят по залам, смотрят, говорят:  «Гадость какая! Что это за ерунда, а не искусство!». А другие, напротив, работы хвалят. Я же не скажу, что мне все на выставке понравилось, но мне она показалась забавной, только нужно к ней со здоровым чувством юмора относиться.

Как и в любой профессии, у подсобного рабочего есть свои минусы. Правда, Иван недостатки своей  работы связывает со своим темпераментом: 
- Меня почти ничего не раздражает, единственное, не просто приходится, когда бывает «неорганизованная» выставка. Люди иногда приезжают, и выясняется, они абсолютно ничего не продумали, не подготовили. Все вопросы решаются срочно, в последний момент. Тогда в музее начинается суета, беготня, а я как человек флегматичной натуры этого очень не люблю. Но если надо что-то сделать, то мы все равно сделаем.

Приятного в работе в музее гораздо больше. Главный плюс – это посещение всех выставок, рабочие их видят одними из самых первых, поэтому всегда в курсе новостей культурной жизни. За последнее время Ивану особо запомнились несколько выставок:
- Недавно в музее представляли работы Сальвадора Дали, многие не верили, что это подлинники, но у меня не было сомнений: когда подходишь к картинам близко, пристально их рассматриваешь и видишь такие тонкости, как  печать золотом, то понимаешь, что это не копии, а оригинальные вещи, - считает Иван. – С большим интересом посмотрел я и выставку «Прекраснее творений Рафаэля…», связанную с Античностью, древним Римом. Я увлекался в детстве историей, даже когда-то собирался поступать на исторический факультет, потом не сложилось, но то, что связанно с прошлым, меня все равно привлекает. С удовольствием увидел настоящие древние монеты.

У тех, кто монтируется выставки, есть приятное     преимущество: они не только видят работы первыми в городе, но еще и игнорируют таблички «руками не трогать». Это посетителям ни к чему прикасаться нельзя, а рабочие их и трогают, и развешивают. А экспонаты им достаются разные. Например, при монтаже одной из выставок довелось и потрогать, и рассмотреть окаменевший кусок дерева, которому уже несколько миллионов лет.

Так что в музее любая, даже на первый взгляд такая прозаичная специальность, как рабочий, становится увлекательной и приближается к творчеству.

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина