Музейные тайны: пресс-служба

Олег Асратян - человек, которого знают все журналисты, хотя бы изредка пишущие про краеведческий музей. Именно Олег присылает в редакции пресс-релизы, отвечает на вопросы журналистов, организует встречи с различными сотрудниками музея, помогает попасть в закрытые для посторонних фонды. Но работа с прессой – это только часть обязанностей научного сотрудника отдела развития Томского областного краеведческого музея (а именно такую должность занимает Асратян). Мы выяснили у Олега все особенности его профессии.

!cut

- Наша задача - реализовывать новые идеи и новые технологии в музейном деле, привлекать посетителей, - начинает свой рассказ Олег. – Например, когда в прошлом году я начал работать в краеведческом, то у музея были проблемы с сайтом, мы его существенно изменили. Теперь разделы «афиша» и «новости» на нашей странице постоянно обновляются. Для того, чтобы заинтересовать тех людей, которые ходят по проспекту Ленина мимо нашего здания, придумали музыкальную трансляцию – у нас звучит музыка, периодически она меняется, обычно по тематике композиции связаны с грядущими праздниками. В фойе краеведческого музея теперь есть бесплатный Wi-Fi. Также возле входа установлен информационный киоск, с его помощью посетители могут попасть на наш сайт и узнать всю интересующую их информацию о выставках и музее. Подобные изменения продумывает наш отдел развития, в котором работают 6 человек.

Олег лично занимается продвижением услуг музея - сайтом, социальными сетями, рекламой, а также научной работой. Заинтересовать людей, привлечь их в выставочные залы дело непростое. Мешают стереотипы: многие уверены, что краеведческие музеи во всех городах одинаковые:

- Думают, что в каждом представлены археологические находки, предметы, связанные с Великой отечественной войной и обязательно какой-то зал посвящен истории края, - поясняет Олег. – Мы же стараемся отходить от такой предсказуемости. Помогают новые технологии. Например, на одну из выставок привозили Куб 3 D. В некоторых залах мы сделали озвучку. Теперь можно не только увидеть экспозицию различных чучел птиц, но и услышать их крики. Идеи появляются постоянно, тем более, что все сотрудники  стараются не пропускать конференций, где обсуждаются вопросы развития музеев. Мы знаем все новости своей сферы.

Первые воспоминания о краеведческом музее Олега связаны еще со школьными годами. Детей водили на экскурсию, и будущему научному сотруднику больше всего запомнились две вещи: похожие на бахилы тапочки, которые всем выдавали у входа, и роскошные вазы императорского фарфорового завода, красующиеся на экспозиции. Никаких тапочек посетителям больше не выдают, а вазы до сих пор стоят в музейных залах.

Между первым посещением краеведческого и прихода туда на работу, конечно, прошло много времени. Олег успел получить два высших образования: стать дипломированным преподавателем истории и географии и культурологом, специалистом по связям с общественностью. Работать Асратян начал… в трамвайно-троллейбусном управлении.

- Когда я учился на третьем курсе, то случайно увидел вакансию: в ТТУ требовался слесарь, - вспоминает Олег. – В тот момент я думал, что гуманитарное образование, которое я получаю, никому не нужно. Пошел к начальнику депо и попросился на должность слесаря. Нам удалось договориться о совмещении работы и учебы, меня отпускали на занятия в университет. Довелось мне поработать и вагоновожатым. А когда я окончил вуз, то меня позвали в ТТУ пресс-секретарем. Тогда я уже не считал, что 
гуманитарии никому не нужны. Напротив, уверен в обратном: такой специалист всегда найдет себе работу в любой сфере. Всегда были журналисты, да и реклама нужна всем.

Благодаря работе в ТТУ Олег увлекся историей транспорта, ему прекрасно понятны технические вещи, поэтому его научная деятельность связана с этой темой. В музей специалист перешел, поскольку его заинтересовала возможность работать с посетителями. В музее истории Томска, где Олег работал раньше, ему удавалось водить экскурсии. Но в краеведческом от этого пришлось отказаться – масштаб задач в этом музее другой, много времени уходит на поддержание сайта и участие в других проектах.

Зато какие здесь огромные фонды, просто мечта историка:
- Я часто работаю с фотофондом, где у нас более 60 тысяч предметов! – отмечает Олег. - Он один из самых больших в музеях и востребованных. Многие экспонаты еще не описаны, я потихоньку беру фотографии и описываю их по размеру, сохранности, по тому, что на них изображено. Иногда даже занимаюсь оцифровкой. Для этой задачи в музее есть свой фотограф, но фонды так велики, что ему сложно все охватить. А я увлечен фотоделом.

Олег уверен, что каждый представитель пресс-службы должен прекрасно знать специфику работы своего предприятия, поэтому для пиарщика музея естественно совмещение своего дела с научной работой. Кроме фотофондов и истории транспорта, Олега интересует бытовая техника начала ХХ века, такие предметы повседневной жизни, как самовары, утюги. В музее достаточно таких старинных предметов. Например, последние два года во время музейной ночи Олег угощает гостей чаем из настоящего старинного жарового самовара, а пока вода закипает, рассказывает людям, как эта техника устроена. Единственное сложность – самовары, которые принимали участие в музейной ночи, вмещают всего 5-7 литров воды. А гостей так много, что нужен трактирный агрегат, с вместимостью 40 литров.

Но из истории, научной деятельности постоянно приходится возвращаться в современность. Например, сайт музея, а также входящего в его состав томского планетария, требует ежедневного участия.
 
- Мы каждый день выкладываем новости, сообщаем о том, что происходит в музее, рассказываем о выставках, благодаря этому у нас много посетителей, - говорит Олег. – Обычно на сайт заглядывают около 200 человек в день. Больше всего гостей, конечно, в мае, накануне музейной ночи. В 2012 году их было 500, в этом году уже 2500, для Томска это серьезный показатель. 90% тех, кто заходит на сайт – это томичи, хотя читают его и на Западе, и в соседних сибирских городах. Вероятно, присматривают себе что-то в нашей афише перед поездкой в Томск.

Сайт постоянно модернизируется, в скором времени на нем собираются объединить два похожих раздела: «афишу» и «выставки». Будут развивать раздел «коллекция», представят там более подробную информацию о том, что хранится в фондах музея.

Часто нужно писать пресс-релизы. Их тему согласуют с директором, а затем краткий текст (Олег стремится не выбиваться из объема 12 строк) отправляется в рассылку в те СМИ, с которыми музей сотрудничает.

- Мне, конечно, проще работать с одним и тем же журналистом в издании, они разбираются в культурной сфере и не будут задавать много странных вопросов, - считает Олег. – Иногда приходят новые люди, приходится тратить 2-3 часа на общение с ними, объяснять все детали. Сложно выделить какие-то общие раздражающие вопросы журналистов. Каждому нужно что-то свое, спросить могут о чем угодно. А вот вечный вопрос, на который приходится отвечать по телефону, когда у администратора выходной и звонки переадресовываются мне, есть. Все спрашивают про режим работы музея.

Если доводится заменить администратора, то можно быть готовым к любой ситуации. Большинство посетителей музея адекватные люди, но случается всякое. Например, однажды в фойе появился совершенно пьяный мужчина.

- Говорит «У вас есть оружие в музее? Мне надо его срочно посмотреть!», - вспоминает Олег. – Я ответил, есть, на военной выставке. Он захотел туда пройти, но я попросил его прийти завтра. «Завтра мне уже будет не нужно...», - ответил выпивший гость. Хотя не знаю, чего он хотел в музее - все витрины под сигнализацией, не говоря уж о том, что разбить их толстое стекло очень непросто. И в любом случае, выстрелить из представленного в наших залах оружия не получится. Его можно выставлять, хранить, но стрелять оно не может. Да, все вещи подлинные и когда-то работали, но теперь уже не действуют. Иначе его бы у музея изъяли.

Такие курьезы бывают, но они не омрачают музейную жизнь. Впрочем, Олег Асратян утверждает, что его в работе ничего не напрягает.

- Разве что выход из графика, срочные задания, но такое встречается в любой работе, в любом коллективе, - уверен Олег. – Плюсов гораздо больше, мне все нравится. Особенно я люблю, когда музей готовится к большим мероприятиям. Тогда весь коллектив работает как одна большая машина, каждый становится ее «винтиком». И удается достичь результата. 

Текст: Мария Симонова

Фото: Роман Сусленко, из архива Олега Асратяна (Татьяна Мамотина, Александр Волков)