Премьера в ТЮЗе: Обыкновенные язычники

Белая, лаконичная и постоянно изменяющаяся декорация, стены, которые превращаются в огромные экраны, артисты в будничной одежде… В томском ТЮЗе играют по-новому. Театр, как и обещал главный режиссер Илья Ротенберг, продолжает ставить современные пьесы. В сентябре, еще до официального открытия сезона, зрители увидели премьеру «Язычников».

!cut

Этот проект выиграл конкурс по поддержке молодой режиссуры, объявленный Министерством культуры РФ. Молодые, но уже имеющие опыт сотрудничества со многими известными российскими (и не только) театрами петербуржцы, режиссер Евгения Сафонова и художник Константин Соловьев выбрали для постановки в Томске последнюю пьесу Анны Яблонской. Критики считают «Язычников», жестокую драму о кризисе веры у современного человека, лучшим и самым точным текстом киевского драматурга. Пьеса получила немало премий. Увы, по трагическому стечению обстоятельств, полет на вручение приза от журнала «Искусства кино» в январе 2011 года оказался для Анны Яблонской роковым – она погибла во время теракта в аэропорту «Домодедово».

Сегодня «Язычники» идут на самых разных сценах: и в подвальчике московского «Театра.doc» (по сути, центра такого российского движения, как Новая драма), и в не склонном к экспериментам театре имени Ермоловой, и в далеких от столицы городах. Спектакль сопровождается обязательной пометкой «18+»: в тексте пьесы присутствует ненормативная лексика. Но мат используются не ради эпатажа, без него речь героев спектакля будет звучать неестественно.

На сцене – семья, члены которой давно перестали понимать друг друга. Муж Олег, инфантильный мужчина (Андрей Колемасов), музыкант-неудачник, мечтает играть в оркестре на кларнете и ночью тайно от родных слушает музыку. Нервная жена Марина (Светлана Гарбар) беспрерывно работает, она риэлтор, а по ночам шьет на старенькой машинке шторы – семье нужны деньги, чтобы платить за образование дочки. Юная Кристина (Евгения Алексеева) внезапно бросает вуз и начинает проводить время в обществе мужчин и алкоголя. Неудивительно, что в квартире этой семьи идет бесконечный ремонт, который неспешно делает вечно нетрезвый сосед Боцман (заслуженный артист РФ Сергей Хрупин).

Все меняется, когда в доме появляется мать Олега Наталья (заслуженная артистка РФ Ольга Рябова), набожная женщина, уже много лет как посвятившая себя православию. Она жестко соблюдает обряды, чего настойчиво советует и окружающим. Казалось бы, после приезда Натальи начинаются чудеса: бросает пить сосед, а работа, полученная благодаря ее знакомому священнику отцу Владимиру, приносит в семью достаток.

Но Кристина, называющая себя агностиком, остается в стороне от всеобщей веры – ее яркий, отстраненный и в то же время звучащий очень трогательно монолог посвящен детским воспоминаниям. Тогда в семье еще были совсем другие отношения. И в детстве еще не было несчастной, нелепой любви к ее преподавателю-доценту. Эта история, незамеченная родными, доводит девушку до прыжка с балкона. Тогда вера в Бога сразу подвергается всеми, кроме Натальи, сомнению. На помощь призывают языческих идолов… Во что верить и кому молиться, отчаявшимся людям уже неважно. И финал истории, который раскрывать не будем, каждый может трактовать по-своему. Как, впрочем, и разобраться с вопросами веры для себя лично можно только самостоятельно.

В томских «Язычниках» запоминается сценография. Сложная конструкция с легкостью превращается то в комнату, то в крошечную замкнутую ванную, то в свободное пространство, то в больничную палату, где лежит Кристина. И все эти варианты лишены цвета. Везде пусто и неуютно, и эта пустота очень перекликается с вопросом отсутствия веры. Также декорации становятся экраном, на котором зрители в большинстве сцен видят он-лайн трансляцию спектакля – лица героев крупным планом.

Современные пьесы требуют от актеров особого подхода к работе. На сцене все герои выглядят (или, по крайней мере, стремятся к этому) очень естественно.

- Это не классика, а новая драма. Пожалуй, это не совсем «мой» театр, я все-таки представитель старой школы, люблю, когда мы играем, переживаем, даем эмоцию, - признается Сергей Хрупин. - Современный театр, как я думаю, ближе к западному, чем к русскому. Мне было трудно освоить новую манеру общения с залом, режиссер ставила задачу: не играть, а транслировать текст через себя, избегать лишних жестов. Раньше зритель все-таки больше реагировал на эмоции. Но сейчас мир меняется, и публика сегодня уже другая, иначе воспринимает информацию. Значит, мы будем учиться играть по-новому.

«Язычников» репетировали долго, за работу в театре принялись еще весной. Перед тем, как выйти на сцену, больше месяца занимались этюдами, посвященными своим героям, причем с каждым из артистов режиссер работала индивидуально.

- Я долго привыкала к тексту, но потом погрузилась в него, и стало ясно, зачем нужен мат – иначе невозможно выразить то, что говорит твой персонаж в ХХI веке, - поясняет Евгения Алексеева. – Много читала про язычество. Хотя наш спектакль – он не про религию, а про веру и отношения людей, о том, что гораздо важнее соблюдения обрядов видеть и слышать своих близких, понимать, что с ними происходит, какие чувства они испытывают. Мне было очень жаль мою Кристину, которую не понимают в семье. По-моему, этот спектакль нужно посмотреть всем родителям.

Репетиции «Язычников» не обошлись без мистики. Пока Евгения Алексеева входила в образ сомневающегося в Боге агностика-Кристины, она столкнулась с необычными происшествиями: впервые в жизни актриса потеряла крестик. А когда она, выйдя на балкон, учила свою роль, то во время фразы «Скажи еще, что веришь вот в этого затхлого тощего бога с крошками в бороде!» дважды сверкала молния.

Сложная и даже необычная работа над «Язычниками» запомнится надолго, признаются актеры:

- Евгения Сафонова очень требовательный режиссер, что пошло спектаклю на пользу, она продумывала все до мелочей, - рассказывает Евгения Алексеева. – Мне хочется сказать большое спасибо режиссеру и художнику «Язычников», надеюсь, нам еще удастся поработать вместе. По-моему, этот спектакль перевернул меня.

Непривычная манеры игры актеров, моментально возникающие после просмотра простые «вечные» вопросы, не предполагающие однозначных ответов – спектакль «Язычники» обязательно запомнится всем зрителям, а, возможно, даже поможет изменитсья кому-то из них.

Текст: Мария Симонова

Фото: Сергей Захаров