Валерий Гергиев: «Надо больше работать!»

Валерий Гергиев, кажется, может все. Руководить несколькими ведущими оркестрами мира и как художественный руководитель отвечать за Мариинский театр. Каждый вечер выходить на сцену в новом городе мира и поражать своей энергией. При таком безумном графике находить время на благотворительность и на посещение ключевых футбольных матчей.

Внимания маэстро хватает на всех. 9 декабря он и оркестр Мариинского театра впервые выступили на томской сцене. Не все желающие успели купить билеты и услышать музыку Верди, Вагнера, Лядова, Стравинского в исполнении одного из лучших оркестров мира. Но Валерий Гергиев пообещал: оркестр Мариинского театра в Томске еще появится.

О возможном партнерстве оркестра и нашего города, скандалах в культуре, благотворительности, футболе и других волнующих его темах дирижер рассказал накануне своего концерта.

!cut

Валерий Абисалович, как вы оказались в Томске?

- Мы здесь потому, что Томск, безусловно, один из славных русских городов. Местный университет известен далеко за пределами региона. Особенно я задумался о выступлении в вашем городе после того, как в начале года здесь побывал сопредседатель попечительского совета Мариинского театра Алексей Кудрин. Он звонил мне прямо из Томска и очень рекомендовал, чтобы мы здесь выступили, хвалил город, студенчество. Он, конечно, знает о моем неистребимом желании выступать в регионах России, и понимает, что его рекомендация попадает на хорошую почву. А дальше сказалось то, что я не люблю длительные перелеты, после которых приходится долго восстанавливаться. У нас же еще давно были запланированы на 7-8 декабря гастроли в Пекине. В Китай мы летели из Кемерово, добирались 4 часа. Путь Пекин – Томск занимает чуть больше 4 часов. Выступление в Томске облегчило бы нам передвижение по бескрайним просторам России с концертами (следующий наш пункт – Ханты-Мансийск), поэтому мы попросили коллег и друзей уступить нам один вечер в местной филармонии.

Вы много гастролируете…

- Я не скрываю, что трезво оцениваю силы коллектива. У нас сильный оркестр. И мне кажется, есть определенная ответственность перед страной. Мы принадлежим к небольшой группе коллективов-лидеров. Я очень хорошо отношусь к российским оркестрам, театрам, но у нас и в репертуаре больше названий, и есть умение организовывать масштабные гастрольные маршруты. Мы уже с середины 90-х этим занимаемся. Мариинский театр всегда много гастролировал и при этом часто выступал в Петербурге. Не знаю, как так получается, что мы и в других городах выступаем чаще остальных коллективов, и на родной сцене, и постановок больше делаем. Для такой работы нужен большой коллектив артистов, в том числе и молодежи. У нас в оркестре немало молодых музыкантов. Я работаю с ними как педагог. Люди, кому 18-19 лет, играют на первых позициях. Арфистке - 20 лет, кларнету — 21, флейтистке — 18… Они талантливы и выходят на сцену вместе с мастерами, поэтому, надеюсь, будут быстро прогрессировать.

Какую программу вы выбрали для первого выступления в Томске?

- Мы прилетели без солистов, но программа у нас интересная, думаю, она отвечает высоким мировым требованиям. Иногда солист украшает программу, иногда композиторы. Мы пошли по второму пути и решили исполнить две увертюры, их можно назвать символическими посланиями из истории Мариинского театра. К нам в 1862 и 1863 году приезжали Джузеппе Верди и Рихард Вагнер. Оба визита получились эпохальными: Верди следил за тем, как ставят его «Силу судьбы» - оперу, написанную композитором по заказу Мариинского театра. Вагнер прожил в России несколько месяцев, много выступал, и в Москве, и с оркестром Мариинского театра. На тех концертах звучали и первые фрагменты «Кольца нибелунга». Также мы запланировали «Петрушку» и «Жар-птицу» - виртуозные произведения Игоря Стравинского, и музыку его учителя Анатолия Лядова.

Перед концертом вы встречались с губернатором Сергеем Жвачкиным. Обсуждали с ним возможное сотрудничество?

- Я надеюсь, что партнерские связи Мариинского театра с Томском будут расти. Хочется, чтобы томские дети получили дополнительную возможность посещать музыкальные выступления. Это может быть концерт пианиста с певцом или струнный квартет, или небольшая группа знаменитых танцоров Мариинского театра. На ваших театральных сценах вероятно, возможно, показывать балетные спектакли. Надо изучить возможности. Мы даже в Якутск привозили свои постановки, не говоря уже о Новосибирске, Казани и других городах. Думаю, мы сможем сделать какие-то вещи вместе. У нас сейчас много внимания уделяется работе со школами и музыкантами из Петербурга, Выборга, Великого Новгорода, Мурманска, Вологды, Калининграда, Пскова, Череповца. Не думаю, что трудно в Сибири организовать концерты. Есть затратная часть, но главное желание. Надо уделять внимание подрастающему поколению. Я уже не раз говорил о необходимости возрождения хорового общества, а также возврата во все общеобразовательные школы уроков пения и детских хоровых коллективов. Считаю это одной из важнейших для нашей страны задач и буду способствовать ее решению.

У томских школьников будет возможность побывать в Мариинском театре?

- Будет. У нас только в новом театре четыре камерных зала плюс огромный зрительный зал Нового театра с хорошей акустикой, громадными техническими возможностями. Если 12-15 летние томские школьники попадут в ближайшие месяцы в Петербург и проведут там несколько дней в Мариинском театре, где уже бывали их сверстники из Архангельска и Мурманска, то у них, думаю, будут хорошие впечатления. Многие впервые увидят «Щелкунчик», или «Сказку о царе Салтане», побывают на концерте симфонического оркестра. Мы проводим иногда концерты специально для ребят, спрашиваем слушателей, как называется тот или иной инструмент. Трубу обычно узнают, а фагот редко. На литавры говорят, что это барабан, и на большой барабан потом реагируют недоуменным взглядом, мол, только что же другой барабан играл. Это все естественно, дети друг друга начинают воспитывать. Объясняют соседям «Это не дудочка, а флейта!». Идет очень живой процесс, поэтому я сам люблю, когда выпадает возможность, проводить такие концерты. Польза от них, несомненно, есть.

Шла речь и о вашем взаимодействии с томскими вузами?

- Я готов рассматривать отдельно и взаимоотношения с местным университетом. Уверен, мы будем и дальше общаться с томским губернатором, видеться с ним не только в Томске, но и в Москве. Я могу осторожно пообещать, что со своей стороны буду к этому стремиться. Считаю, проекты в России более важным, чем еще одно выступление в США, где ваш покорный слуга выходил на сцену уже неоднократно. Вообще не осталось уже в Америке или Англии ничего, чем я бы ни руководил и чего бы я не попробовал. Сейчас хочется свои силы посвятить замыслам, связанным с будущими поколениями.

Одно из направлений вашей работы - это благотворительность. Ради чего вы этим занимаетесь?

- Благотворительность - это не то, чем надо заниматься под телекамеры. Помогать отдельно взятому человеку, будь то больной или талант, увлеченный идеей стать музыкантом, художником, балериной или режиссером, но не имеющий для этого возможностей, - это благородная задача. Но иногда благотворительность вызвана чрезвычайными обстоятельствами. Тогда она приобретает другие формы, острое чувство боли и огромное желание помочь. Особенно, когда страдают дети. К сожалению, в России это происходит чаще, чем хотелось бы. Теракт в Беслане. Наводнение в Крымске. Прошлым летом мы побывали в Краснодарском крае, привезли туда огромный коллектив. Я бы хотел сказать, что мы выступали в детской музыкальной школе Крымска, но ее больше нет, ее смыло. Мы выступали перед детьми, кто там учился и педагогами, кто там преподавал, перед теми, кто остался в живых. Будем и дальше помогать этой школе, открыли для нее отдельный счет.

2014 объявлен Годом культуры. Связываете с ним какие-то ожидания?

- Хочу верить, что он поможет нам увести в далекое прошлое неприглядные истории о культуре и вывести на первый план заботу о детях, создание детских хоров, спокойную работу академий – везде, где учатся, должен быть спокойный и хорошо налаженный процесс. И еще надо отогнать всех от телекамер (не знаю, как это сделать, я сам это говорю перед камерой, хотя не стремлюсь к такому вниманию). Хотелось бы призвать к труду всех руководителей. Тогда результата не придется долго ждать. Считаю, слово «труд» должно выходить на первый план. Вижу колоссальное количество людей, которые забывают о том, что надо не красоваться перед камерой или писать открытые письма президенту, а работать. Это всегда считалось нормой. Кто-то начинает трудиться в 7 утра, кто-то в 9. Кто-то уходит с работы в 17-00, а кто-то в час ночи, как мы, потому что спектакли поздно заканчиваются. Например, мне как художественному руководителю театра приходится появляться на работе утром и оставаться там до ночи как худруку, как главному дирижеру. Но я все сделаю, чтобы избежать публичных шумных дискуссий подобных той, что разгорелась в Москве между администрацией Большого театра и Николаем Цискаридзе.

Как вы относитесь к таким скандальным ситуациям?

- Уверен, что мастера искусства и руководители коллективов должны избегать таких публичных, выставляющих российскую культуру в неприглядном свете, ситуаций. Если к этому еще и добавить печально знаменитую историю с нападением на худрука Большого театра Сергея Филина, то получается, что скандалы «прославили» российскую культуру громче, чем все успехи. Ни одна премьера Большого театра или нашего коллектива не вызвала такого потока новостных передач во всем мире. Не удивлюсь, если даже в Бахрейне и Омане передавали эту новость, хотя в Бахрейне даже театра нет, и балета никогда не видели. Мы должны стремиться к тому, чтобы о нас говорили по другим поводам, чтобы обсуждались наши изумительные молодые дарования. Они же постоянно появляются. Ульяна Лопаткина, Ольга Бородина, Евгений Никитин… Могу продолжать еще долго, но остановлюсь. Они поют и танцуют во всем мире. А какие делаются спектакли! Та же опера «Левша», по-моему, очень порадовала Петербург. Это очень качественная партитура, очень печальная и очень русская история. Историю про Левшу все знают, но не все слышали одноименную оперу Родиона Щедрина. Музыка просто выдающаяся, и постановка тоже, о чем мне приятно говорить. Когда получаешь потрясающую партитуру, то больше всего боишься, что режиссер превратит все в балаган, и внимание публики будет метаться от второстепенного к третьестепенному, в то время, как главное останется незамеченным. У нас была полоса творческих удач, к ним отнесу и премьеру «Священной весны» Стравинского. Об этом и нужно говорить.

Насколько вам близко творчество нашего земляка, композитора Эдисона Денисова?

- Я был с ним знаком, правда, совсем немного, виделись два-три раза. Тогда я был весьма незначительным... То есть, наверное, и сейчас им остаюсь, но тогда был определенно незначительным представителем дирижерской когорты. В то время, когда мы пересекались, я работал ассистентом главного дирижера Кировского театра (как тогда назывался Мариинский). В основном я знаком с творчеством Денисова по его блистательным аранжировкам. Но я подумаю, и, возможно, к следующему приезду в Томск (а мы организуем, чтобы следующий приезд оркестра в ваш город непременно состоялся!) мы покажем усилиями коллектива Мариинского театра одно из интересных произведений этого композитора.

Известно, что вы болельщик, увлечены футболом, даже сам принимаете участие в матчах музыкантов. Какие игры стараетесь непременно смотреть даже при вашем насыщенном рабочем графике? И есть ли в футболе определенный артистизм?

- Я действительно люблю футбол, готов даже летать на ключевые матчи, их не грешно посмотреть живьем, на стадионе. Например, я был на историческом матче Франция-Италия, финале Чемпионата мира 2006 года, когда Зинедин Зидан незаметно для всех нас, находившихся на трибунах, ударил Матерацци. Никто не понял, что там произошло. Праздник спорта оказался омрачен такой сценой. Видимо, она была связана с очень эмоциональным и необычным поступком кого-то из участников этой драмы. Либо кто-то действовал расчетливо. Но та игра навсегда вошла в историю, поскольку с поля был удален тогда наиболее знаменитый футболист мира, по-настоящему одаренный как артист. Он был больше, чем не просто спортсмен, и сегодня есть несколько таких футболистов. От них ждешь чуда, магии, а не просто рывков, пробежек, ударов или жестких толчков локтями. Артистизм привлекает меня не только в футболе, но и в баскетболе. Я бывал на играх НБА, видел легендарного игрока Майкла Джордана. Он мог создать чудо, например, за две секунды до конца матча 3-очковым броском повернуть всю судьбу годового чемпионата. Бывают такие гениальные люди. Теперь ждем не дождемся побед российской сборной, которую возглавляет мой очень хороший друг Фабио Капелло.

Текст: Мария Симонова
Фото: Мария Аникина