Выставка-лаборатория: В художественном музее знакомят с алхимией искусства

На полтора месяца залы Областного художественного музея превратились в… химическую лабораторию. По соседству с произведениями изобразительного искусства здесь разместились таблица Менделеева, колбочки с порошками и реактивами, баночки с лаками и растворителями, тюбики с красками и прочая «химия», которая необходима художникам для творчества.

Идея организации необычной выставки «Химия и искусство» родилась у сотрудников Омского музея изобразительных искусств им. М. Врубеля. В Омске выставка-лаборатория завоевала огромную популярностью, за время ее действия музейные залы посетило 12 тысяч человек.

Реализовать подобный проект было решено и в Томске.

!cut

Художники и химия

Обычный человек, как правило, не задумывается о том, что и мастерская любого художника, и художественные музеи помимо всего прочего являются еще и химическими лабораториями. Для того чтобы творческий замысел был воплощен на бумаге, холсте, в стекле или в металле художнику просто необходимы различные химические вещества. Любое произведение искусства – это результат химических реакций, музеи же, в свою очередь, должны сохранять эти результаты, а иногда и восстанавливать их.

- Химия для музея – наука очень актуальная, - говорит заведующая отделом выставочной деятельности музея Вера Зырянова, - Например, если не знать состава красок, невозможно предсказать как «поведет» себя картина через десятилетия после ее создания. На нашей выставке мы хотим представить химию, как базисную основу творческой деятельности и позволить посетителям выставки заглянуть даже не в мастерскую художника, а в его «творческую кухню».

Тушь, гуашь, пастель, темпера, акварельные и масляные краски, пигменты, лаки и растворители – все эти необходимые художникам материалы представлены в музейных залах рядом с произведениями, которые появились на свет, именно благодаря всей этой «химии». А экскурсоводы на примере картин рассказывают, как с помощью этих материалов художникам удалось добиться определенных оптических эффектов.

- Сама по себе масляная краска «глухая». И для того, чтобы придать ей большую прозрачность, пластичность художники смешивают краску в определенных пропорциях с разными лаками, - поясняет специалист выставочного отдела Мария Ситникова, - Например, копаловый лак поможет придать картине глубокий темный оттенок, при этом предметы на полотне приобретают объем, свечение. От того, какие краски выбираются для создания работы, как они смешиваются, зависит в конечном итоге не только цвет и рисунок, но и эмоциональный эффект картины, ее настроение.

Художника можно сравнить со средневековым алхимиком, который в процессе многочисленных опытов и экспериментов находит свои собственные рецепты. Зачастую эти фирменные методики держатся в секрете. Некоторые художники самостоятельно изготавливают не только краски, но и бумагу. На выставке «Химия и искусство» такую литую авторскую бумагу можно увидеть в произведениях испанского художника Ортеги Луиса и томича Николая Коробейникова.

- Художник, как Баба-Яга, «варит» в мастерской свое зелье, - с иронией замечает Николай Коробейников, - Сам я действительно иногда ощущаю себя алхимиком. А выставка могла бы стать прекрасным фоном для мастер-классов, на которых посетители бы своими глазами увидели, как «варится суп художника».

Сокровища из запасников

О «химии искусства» в Художественном музее рассказывают на примере замечательных произведений, многие из которых десятилетиями лежали в хранилище и впервые показываются широкому зрителю.

В числе «жемчужин» выставки - офорты и гравюрные доски Е. Кругликовой, Г. Верейского, А. Евтихиева, рисунки на шелке Дзянь Ши-Луня, живопись А. Рубцова, Н. Рыбакова, А. Поздеева, Ю. Худоногова, П. Гавриленко. Все эти работы – гордость Художественного музея, однако показать их зрителю удается нечасто, ведь музейная коллекция насчитывает несколько тысяч экспонатов. И проект «Химия и искусство» стал прекрасным поводом, наконец-то продемонстрировать замечательные произведения.

Один из залов выставки посвящен декоративно-прикладному искусству. Здесь посетители могут увидеть, что именно кроется за словами «медный рубин», смальта, майолика, финифть, перегородчатая эмаль, полюбоваться на различные типы художественного стекла от кобальтового до молочного.

- Секретов стеклоделия очень много, но, как это ни парадоксально, сложнее всего получить обычное прозрачное стекло, - рассказывает Мария Ситникова, - Естественная стеклянная масса, шихта, после расплава имеет мутный желто-зеленый цвет и не просвечивает. И только после того, как люди научились получать прозрачное стекло, у них появилась возможность созвать стекло художественное. Самое красивое называется «золотой рубин», из него сделаны кремлевские звезды. Такое стекло получается при добавлении в шихту коллоидного золота. Чтобы получить молочное стекло, добавляют полевые плавиковые шпаты, а при изготовлении костяного стекла используют пережженную кость.

В отличие от Омского музея томичи решили представить на своей выставке и такой раздел изобразительного искусства, как фотография. Благодаря фотографам Михаилу Дронову и Александру Почтареву в экспозиции появилась витрина со старинными фотоаппаратами, реактивами и книгами по фотоделу. Рядом висят уникальные экспонаты музейной коллекции - снимки, сделанные еще в середине ХIХ века, буквально через несколько десятилетий после появления фотографии.

Практическая магия

Среди всех музейных сотрудников наиболее тесно с химией связаны представители реставрационного отдела. Им как раз и приходится раскрывать секретные рецепты художников, чтобы предотвратить разрушение произведения искусства или восстановить его.

Неправильное сочетание материалов может привести к тому, что картина через несколько лет после создания изменится: потускнеет, потемнеет, растрескается. Как это случилось, например, с одной из музейных картин «Автопортретом» Е. Зырянова – с течением времени лицо на холсте приобрело зеленоватый оттенок.

При подготовке к выставке «Химия и искусство» сотрудникам реставрационной мастерской пришлось «подлечить» некоторые работы. И в процессе этой работы - по-новому взглянуть на привычные вещи и явления.

- Готовясь к выставке, я открыла для себя новые факты. Например, я с удивлением узнала, что в свое время процесс изготовления железа держался в такой же тайне, как и секреты производства фарфора, - говорит художник-реставратор предметов декоративно-прикладного искусства Ярослава Беспалова, - А еще я заново переосмыслила некоторые моменты, представила, как люди когда-то вдруг поняли, что мягкая и пластичная глина может превратиться в подобие камня - фарфор.

Организаторы проекта уверены, что привычные предметы откроются в новом свете и всем посетителям выставки «Химия и искусство».

Текст: Наталья Бабенко
Фото Мария Аникина