Новый спектакль в Томской драме: пришло время «Двенадцатой ночи»

«Непременно сходите на этот спектакль, он удивителен», - убеждает своего телефонного собеседника мужчина в маршрутке. «Нет ну как такое возможно, разве это Шекспир в таких-то нарядах?!» - возмущенно обсуждают пассажирки того же автобуса.

Первые зрители «Двенадцатой ночи», премьеры Томского драматического театра возвращаются домой. Все они говорят только о спектакле, что неудивительно: постановки Драмы давно не вызывали столько споров.

!cut

«Двенадцатая ночь» - это Шекспир глазами молодого режиссера (спектакль поставил 22-летний выпускник ГИТИСа Иван Орлов), в первую очередь обращенный к молодым зрителям. Здесь современные костюмы, хаотичные и не привязанные к какой-то эпохе, более всего напоминающие помойку декорации. Здесь звучат «Man man» и «Radiohead», часть реплик произносится в микрофон, шута играет женщина, и все артисты работают в далекой от классического психологического театра манере.

Спектакль можно ругать, можно спорить о нем, но сложно не заметить, что многие приемы уже не новинка для столичных и не только постановок. Но, что особенно важно, он заметно отличается от большинства предыдущих премьер Драматического театра. И жизни, и актерской энергетики, на сцене стало заметно больше.

Приглашенный в Томск для постановки Шекспира режиссер Иван Орлов молод, но, по его словам, работать с артистами возраст совсем не мешает. В Москве (где в его спектакле в театре им. Моссовета занята такая «звезда» сцены, как Владас Багдонас), в Новосибирске, в Красноярске и теперь в Томске, актеры любого поколения легко находят общий язык с режиссером. А вот представители администрации часто удивляются:

- Они ждут солидного человека с бородой, а тут приезжаю я! – смеется Иван. – Считаю, это стереотипы, оставшиеся еще из советских времен. То, что меня везде пытаются называть исключительно по имени и отчеству, для меня тоже странно.

Томская «Двенадцатая ночь» - только пятый спектакль Ивана Орлова. Эта комедия привлекала его давно. Режиссер сетует, что считает себя недостаточно образованным и начитанным. В ГИТИС он поступил в 16 лет, раньше многих своих однокурсников. И неудивительно, у него не такой уж богатый «режиссерский портфель», не так уж много пьес, которые он мечтает поставить. Одним из немногих привлекательных для него произведений стала именно «Двенадцатая ночь». О ней он думал еще со второго курса.

- Я боялся, поскольку трепетно отношусь к материалу и к автору, - признается Иван. - Для меня очень важно, чтобы личность автора меня задевала. Атмосфера «Двенадцатой ночи» Шекспира мне очень нравится. Конечно, было страшно ехать с этой работой в новый для меня город, в театр, который я не знаю. Один раз обожжешься - и потом будет трудно подходить к Шекспиру, а я хочу еще не раз поставить спектакли по его пьесам. «Двенадцатая ночь» - очень светлая комедия. И мне она была по силам, чего я не могу пока сказать о трагедиях. Еще рано браться за «Короля Лира» или «Гамлета», понимаю, сейчас мое духовное развитие на уровне «Двенадцатой ночи». Думаю, мое сегодняшнее ощущение жизни совпадает именно с ощущением жизни Шекспира времен появления этой комедии на свет. В то время его можно было бы сравнить с наивным Дон Кихотом. Он верил в радость, счастье, и что в каких бы ситуациях мы не оказывались, все непременно закончится хорошо.

Режиссер утверждает, что он не стремился к экспериментам:

- Я не пытался показать такого Шекспира, которого никто еще не видел, просто открыл пьесу и стремился сделать ее так, чтобы получилось понятно. Я не занимался переносом во времени. Текст у нас в хорошем смысле архаичный, мы не убирали старинные обороты. Но у нас нет исторических костюмов. Видимо, для некоторых зрителей это тяжело… Мне интересна история. В то же время я считаю, что если на уровне текста говорят «Закрой лицо мне этим покрывалом», то зритель уже мысленно видит эту картинку и брать покрывало нельзя. Лучше актерам вместо ткани взять полиэтилен и создать конфликт, «поиграть» в текст. Важно и то, что мы не пытались создать конкретную Иллирию, где происходит действие пьесы. Мы создавали пространство игры, импровизации. Так на сцене и появились разнообразные предметы, включая синие мусорные баки. А на задники из черного бархата у меня просто аллергия, поэтому мы с художником Марией Кривцовой убрали его и «открыли» сцену.

Желание режиссера обратиться к площадному театру (кстати, в шекспировском «Глобусе» незнатные люди смотрели длинные, порой 6-часовые спектакли, стоя под открытым небом в любую погоду, в том числе и под дождем) привело к тому, что в зале долго не гасится свет, а актеры иногда обращаются непосредственно к публике. «Разбить» стандартный способ общения, избежать ощущения традиционного психологического театра помог микрофон. В него же герои произносят ключевые фразы. Ожидалось, что в спектакле будет много видео, но в процессе работы режиссер понял, что лучше оказаться от этого приема.

То, как создавался спектакль в Томске, режиссер сравнил со знаменитыми лабораториями Олега Лоевского, где «эскизы» постановок создаются за 3 дня и очень силен элемент импровизации. В Драме Иван Орлов всего неделю присматривался к артистам перед тем, как распределить роли:

- По 10 минут с каждым поговорил, с помощью интуиции понял, кто из них «мои» люди. Помог и случай. Я попал на спектакль «Бизнес миссис Уоррен», где занят артист Северского театра для детей и юношества Евгений Казаков, и подумал: «Это же мой герцог Орсино!», - вспоминает режиссер. - Была большая проблема с Шутом. Задумывал, что его должен играть молодой человек, похожий по типажу на меня, но в труппе такого не оказалось. Да и я понял, что это была плохая идея. А после того же «Бизнеса миссис Уоррен» я подумал, почему бы не попробовать в этой роли Веру Тютрину, заметную личность, создательницу собственного театра «Версия»? Шут должен быть вне остальной «команды», все время находится над ситуацией…

После премьеры режиссер Иван Орлов признавался, что в томском спектакле он видит команду, и это самое главное. Пусть получается пока не все.

Хотя есть и запоминающиеся работы. Легкий, увлеченный, с пылающим от влюбленности взором герцог Орсино (заслуженный артист РФ Евгений Казаков). Эффектная в своем самолюбовании красавица Оливия (Екатерина Мельдер). Забавен нелепый и самодовольный Мальволио (Владислав Хрусталев), колоритен сэр Эндрю Эгьючик (Данила Дейкун). А сэра Тоби Белча обладающий огромным обаянием актер Северского театра для детей и юношества Анатолий Кудрявцев явно может сделать более ярким.

Каким станет спектакль через несколько месяцев, режиссер собирается проверить лично. Через полгода он будет работать над очередным спектаклем в Новосибирске и непременно выберется в Томск – посмотреть на свою «Двенадцатую ночь» и на ее публику. Надеется, что в зале будет много молодых зрителей.

Текст: Мария Симонова
Фото: Мария Аникина, Мария Симонова