Новый спектакль в томском ТЮЗе. О несбывшемся

Этой весной традиционное для нашей страны острое предчувствие начала дачного сезона добралось даже до театральной сцены. В конце апреля Томский театр юного зрителя представил премьеру под названием «Дачная лихорадка».

От пьес Карло Гольдони всегда ждешь праздника и легкости. Но пока в ТЮЗе вместо искрометной комедии получилась туманная, лишенная динамики история о не случившемся.

!cut

«Дачная лихорадка» - одна из последних комедий одного из крупнейших итальянских драматургов XVIII века. Ставят ее в России очень редко. Причина проста: это первая часть «Дачной трилогии», и на русский язык переведена только она. Без пьес-продолжений история выглядит незаконченной. Ответы на многие вопросы, связанные с героями и сюжетом, находятся только в следующих частях.

Без простой, позволяющей зрителю вдоволь посмеяться и расслабиться, комедии в репертуаре не обойтись. Для постановки спектакля такого характера в ТЮЗе решили пригласить из Ростова режиссера Юрия Мельницкого. Варианты обсуждались разные, но речь шла о старинной пьесе, а не о современных кассовых и привлекающих большинство театров комедиях положения. Новым спектаклем вполне могла бы стать комедия Лопе де Вега. Но режиссер решил, что история в стихах – не лучший вариант, и выбрал более прозаичную пьесу.

Сочинениям Карло Гольдони более двух веков. Это не мешает превращать их в действительно смешные фильмы и спектакли. Самая известная в России история, конечно, «Слуга двух господ». Музыкальная комедия по ней под названием «Труффальдино из Бергамо» с Константином Райкиным в главной роли популярна до сих пор. Яркий, красочный, с масками и эффектными костюмами в стиле комедии дель арте спектакль о Труффальдно шел лет 10 назад в томском «Скоморохе». Зрители в зале смеялись над героями до слез. В прошлом году эта же пьеса появилась в репертуаре Северского музыкального театра, и тоже захватывала уже своим жизнерадостным визуальным решением.

«Дачная лихорадка» удивляет своим выбором эпохи. Костюмы артистов подсказывают нам, что на сцене 50-е годы прошлого века.

- Карло Гольдони писал современную комедию, реконструировать его эпоху мы не в силах, никто из нас ее не застал, - поясняет режиссер Юрий Мельницкий. – Точно воссоздать костюмы тех времен мы тоже не можем. В итоге появился вариант с легким ретро. Обращение к недавнему прошлому помогло подчеркнуть определенную наивность героев, но, в то же время, речь идет не о XVIII веке, а о более близких к нам годам.

Впрочем, сюжет «Дачной лихорадки» вне конкретных временных рамок. Любовь, ревность, интриги, сборы на дачу, нехватка денег – все это занимало героев Гольдони, все это актуально и сегодня. Как и героини итальянца, современные девушки мечтают о красивых модных платьях и чувствуют себя уязвленными, когда не имеют возможности сшить или купить обновку. Встречаются и по сей день такие же выразительные женские отношения, как у «заклятых подруг» Джачинты и Виттории. Они бурно радуются встрече, а сами с помощью всевозможных уловок стремятся выведать желанную информацию и остро завидуют друг другу.

Но пока всем этим образам не хватает яркости. Спектакль проходит словно в приглушенных тонах: сумрак на сцене, неспешная игра, даже интонации артистов кажутся монотонным. На премьере еще не появилось и запоминающихся актерских работ. Хотя проглядывается свое демоническое очарование у Фердинандо (Екатерина Костина), непохожа на своих прежних героинь в роли Виттории Евгения Алексеева, как всегда харизматичен заслуженный артист РФ Александр Винниченко.

Но что действительно удалось в спектакле, так это передать ощущение постоянного ожидания, сборов, которые ни к чему не приводят. Постоянное нетерпение «Мы поедем на дачу» приводит к безысходности, зыбкости и постоянному разрушению планов. И финал оставляет много вопросов, становясь только условным хэппи-эндом.

Текст: Мария Симонова
Фото: Мария Аникина