"Дикость": как сделать хороший фильм без участия Голливуда

Британский фильм "Дикость" идет в Томске всего в течение нескольких дней, но это однозначно та картина, на которую стоит сходить всем любителям триллеров и "ужастиков". Перед походом на "Дикость", пожалуй, главным критерием выбора для меня стал тот факт, что картина была снята британскими кинематографистами, не являясь еще одним "горячим пирожком", испеченным в Голливуде для любителей крови. Поход оправдался. Картина, анонсированная как "очень жестокий и кровавый фильм о преступниках, которые в жизни ничего не боялись до тех пор, пока не встретились лицом к лицу с нечеловеческой дикостью", действительно оказалась и жестокой, и кровавой до спазмов в животе. Но при этом, и дикость, и жестокость, и кровь были оправданы и с точки зрения логики сюжета, и основной идеи фильма. Заявленный лид - "это история не о мести.. это история о наказании" - вполне достоверно анонсирует эту идею. Суть сюжета, вкратце, сводится к тому, что нам показывают группу малолетних преступников, волею судеб сведенных в одной камере тюрьмы для малолетних преступников Young Offenders' Institution. Они все разные - парочка бритоголовых наци, серийный насильник, социопат, убийца и так далее, но они вынуждены выживать вместе, и это первое практическое выражение идеи "наказания". Все они наказаны обществом, по сути, отвернувшимся от своих малолетних членов. Далее мы видим, как парочка бритоголовых (Льюис и Стив) издевается над парочкой сокамерников-слабаков (Дейви и Линдсей), наказывая их за "немужественность" и неумение постоять за себя. В результате, Дейви вскрывает ночью вены и тихо умирает, пока его соседи по комнате мирно спят. Наказание видоизменяется - за то, что сокамерники позволили Дейви убить себя, их отправляют на необитаемый остров, где в течении недели они будут проходить "курс молодого бойца" - то есть, выживать на природе в компании с жестким, но справедливым надзирателем Джедом. С одной стороны, это реабилитационный курс, который должен помочь формированию нормальных взаимоотношений в "команде" и не допустить повторения издевательств и смертей, с другой стороны, для современного западного подростка - это наказание дикой природой (малопонятное пока для большинства российских подростков, вполне привычных к несколькодневным походам по каким-либо близлежащим "диким лесам"). Все пока достаточно спокойно - проблемы героев все еще лежат в плоскости чисто психологического "выживания" в среде себе подобных. Но достаточно быстро на острове все начинает меняться. Сначала парней ждет приятная неожиданность - обнаруживается подобный же лагерь, в котором живет пара девушек во главе со своей надзирательнецей Луис. Зоны влияния разграничиваются - "мальчики налево, девочки направо", и начинается игра "Зарница", в которой Джед раздает задания своим подопечным - найти по карте ряд объектов, в числе которых и развалины монастыря. Именно там вскоре появится и первый труп - местного, неизвестно как попавшего сюда бомжа. У Джеда, естественно, зарождаются подозрения - нашедший труп Калем как раз сидит за убийство, хотя и производит впечатление вполне здравого парня. Но вскоре они развеиваются - Калем сидит на виду у всех в наручниках, а от ушедшего за водой парня остается только оторванная рука. В результате, и мальчиков и девочек сгоняют в один лагерь, телефоны у надзирателей исчезают, и не за горами наступление кровавой гонки. Первым погибает Джад, расстрелянный неизвестным убийцей из арбалета, и потом фактически съеденный четырьмя ужасными овчарками, потом - девичья надзирательница Луис. В результате, в лесу остается команда испуганных и растерянных, но пытающихся хорохориться подростков без связи с внешним миром, без еды и оружия - за исключением одного ножа. И теперь им приходится выживать в гораздо более жестоких условиях, чем раньше, потому что достаточно быстро они понимают, что цель неизвестного злодея - убить их всех, а точнее, наказать за смерть Дейви гораздо более жестко, чем это сделало лагерное начальство. Дальше начинается самое любопытное, и, собственно, то самое, отличающее фильм от своих американских собратьев. Несмотря на самые разнообразные и кровавейшие способы убийства героев, все это остается на втором плане. На первом - взаимоотношения подростков и их поведение в экстремальных условиях. Совершенно отсутствуют так любимые американскими кинематографистами "эффектные" ходы с несчастными жертвами, убредающими по одиночке "погулять", лезущими в самые темные и страшные закоулки леса и прочими несовместимыми с нормальной логикой действиями. Нет, Майкл Бассет решил попробовать сделать фильм из серии "а как бы было на самом деле?". На самом деле, все жертвы сбились в плотную испуганную кучку, в которой одни готовы спасать себя и помогать другим, вторые - помогать исключительно себе, вытаскивая других иногда по соображениям практическим, или не помогая вовсе. Режиссер "проявил" и глубину характера каждого из героев, и те или иные его личные качества, позволив зрителю оценить всю психологическую подоплеку сюжета и поломать голову над вопросами: насколько возможно остаться человеком в "звериных" условиях, где проходит грань, превращающая инстинкт самосохранения в подлость, и как НАДО поступать человеку, когда привычные мерила допустимого не работают. Наказаны в той или иной степени оказываются все - можно только рассуждать о степени виновности жертв, и о адекватности этого наказания для каждой из них. Но здесь в силу уже вступают законы жанра - выжившие есть, а значит, и баланс соблюден, причем соблюден более-менее справедливо, во всяком случае, выживаю те, кто действительно вызывают и сочувствие, и восхищение силой духа, и своим поведением, не скатившимся в скотство, но и не похожим на "заранее выданную справку на выживание от режиссера". Итог таков - картина не превратилась в кровавую бессмыслицу, хотя и потрясает жестоким раскладом. Безусловно, многие захотят провести параллели и с "Королевской битвой", и с "Повелителем мух", но на мой взгляд, "Дикость" получилась гораздо более оправданной с точки зрения постановки и распутывания проблемы картиной. Киноман Петрович. Дикость /Wilderness/ Киностудия Ecosse Films Режиссер: Майкл Джей Бассетт В ролях: Джед – Шон Пертви / Sean Pertwee ("Псы воины"), Луис – Алекс Рейд / Alex Reid ("Спуск"), Инмейт – Натан Хьюз / Nathan Hughes, Калам – Тоби Кэббелл / Toby Kebbell ("Александр"), Охотник – Стефан Дан / Stephen Don, Стив – Стефан Уайт / Stephen Wight, Льюис – Люк Нил / Luke Neil, Линдсей – Бен МакКей / Ben McKay, Менди – Лионора Кричлоу / Lenora Crichlow, Джо – Карли Грин / Karly Greene, Дейви – Ричи Кэмпел / Richie Campell, Блу – Адам Дикон / Adam Deacon, Инмейт – Энтони МакКена / Anthony McKenna Интересные факты о фильме: В фильме "Дикость" принял участие в основном молодой актерский состав, для многих съемка в этом фильме стала дебютом. Для режиссера Майкла Джей Бассетта работа с молодыми актерами стала основной причиной, по которой он согласился принять участие в съемках. В поисках членов актерской группы, директору по кастингу пришлось исколесить всю страну и связываться со всеми молодыми театральными труппами в Лондоне. Тестировали множество молодых актеров, которые могли бы, как предполагалось, подойти на определенные роли. Чувствовалось, что ключ к успеху заключается в наборе состава, как единого целого. Все внимание было сосредоточено на становлении эмоциональной взаимосвязи между героями, и в меньшей степени рассматривании их как отдельных личностей. Поэтому сначала отбирали ребят, которые хорошо зарекомендовали себя во время кастинга, а затем устраивали повторно коллективные пробные сцены. Процесс поиска "острова" и места для съемочной площадки, которые отражали бы настроение сценария, невероятное ускорился после вмешательства Телекомпании Northern Ireland Film и телевизионной комиссии, которые решили инвестировать свои деньги в производство. Прибрежная полоса Северной Ирландии, Портруш и Балинтой в сочетании с лесом Толлимур и другими видами, которые должны были отображать остров, предоставили актерскому составу и съемочной группе потрясающие, относительно нетронутые природные просторы для полной свободы действий. Актеры должны были выдержать многое – как участие в физически активном фильме, так и съемки большей части сцен на открытой местности, включая съемки в ледяной воде. Лучше всех это прочувствовал на себе Люк Нил: "Я должен был прыгнуть в бассейн с ледяной водой. Предполагалось, что мы наденем гидрокостюмы на нижнюю часть тела, но костюмерши поспорили со мной, что я не смогу обойтись без него, поэтому я не одел его из-за гордости. Все закончилось тем, что я прыгнул в ледяную воду без гидрокостюма – это, вероятно, был самый неприятный момент съемок". Фильм, подобный "Дикости", полагается на навыки группы очень талантливых людей при работе над спецэффектами, гримом и компьютерной графикой, чтобы зрители действительно смогли поверить всему происходящему на экране. Геоф Портэс (директор, ответственный за грим) объясняет весь процесс так: "Я получил сценарий. Мы прошлись по нему и определили, кто и чем будет заниматься в отношении спецэффектов и грима, а потом я сделал небольшую компоновку". Фильм "Дикость" располагал большим количеством сцен, где необходимо наше присутствие. Мы пересмотрели некоторые моменты, из-за чего появилась пара дополнительных эффектов, а некоторые оказались невыполнимыми, как часто оказывается. Думаю, что это закономерно в таких вещах – сколько бы ты ни создал, добрая треть всего этого никогда не будет использована". "Дикость" показывает, как добрая половина героев погибает отвратительным образом. Геоф рассказывает нам лишь о нескольких из них: "Давайте взглянем на различные варианты гибели. Мы использовали оторванную голову, один главных элементов, которые мы хотели сделать действительно реалистичными, не слишком запачканную кровью. У нас так же есть останки человека, который висел на дереве. Мы покрыли его тело накладными шрамами, использовали также шрамы и на половине лица, которая была разодрана собаками. Нам пришлось использовали для этого тонну крови. У нас был также актер, чье лицо было разодрано собакой и скелет для одного актера, который по сценарию сгорает заживо. Также был актер, чья нога попадает в капкан, поэтому мы сделали 2 части ноги для сцен, где он пытается ее вытащить. По ходу съемок изменялись или выкидывались некоторые сцены, в некоторых случаях это позитивно сказывалось на процессе в целом. Геоф Портэс: "Например, изначально мы планировали изобразить смерть одного из героев так, как будто его голова взрывается, а потом передумали. Также нам разонравилась идея гибели Джетро: планировалось, что это будет нападение собак, но потом, так даже лучше, они вырезали этот момент из-за отставания от графика. Но это тоже сработало, потому что вы просто видите его руку и потом находите тело – становится сразу ясно, что произошло".