Большие гастроли. Как работает Иркутский ТЮЗ и что он привез в Томск

Томским зрителям выпал отличный шанс получить новые театральные впечатления. С 9 по 14 октября на площадках ТЮЗа идут гастроли иркутского ТЮЗа им. А.Вампилова. Этот театр в прошлом году отметил свое 85-летие. В нашем городе он выступал лишь однажды, в 1971 году, та поездка запомнилась очень теплым приемом.

Мы узнали, что гости из Иркутска привезли в Томск на сей раз, а также выяснили, чем сегодня живет этот театр, благодаря чему часто гастролирует и зачем ему студии.    

Нынешние гастроли - обменный проект, проходит он при поддержке Министерства культуры РФ. Томский ТЮЗ сейчас выступает в Иркутске. Друг к другу в гости театры выехали примерно в одно и то же время. И случайно встретились во время стоянки поездов в Мариинске. Актриса из Иркутска Наталия Маламуд заметила на перроне своего однокурсника Всеволода Трунова, ныне томича, одного из ведущих актеров нашего ТЮЗа. Благодаря этому театры нашли друг друга и сделали снимок на память.

!cut

Иркутяне начали гастроли с благотворительного показа спектакля «Я тоже была, прохожий...» о Марине Цветаевой. Постановка очень понравилась томским педагогам. Они обсуждали с театром возможность дополнительного спектакля для школьников и даже просили диски с записью этой работы, чтобы показывать ученикам. Правда, таких пока не существует, но театр обещал подумать. 

Что еще иркутяне сыграют в Томске? 

- Вы увидите спектакль «Дуэль». Это эксклюзив! – хвастается Виктор Токарев,  директор театра, а также режиссер, актер, заслуженный работник культуры РФ. – Пьесу «Дуэль» написала Анна Стародубцева, наш местные драматург. Эта мистическая история нигде кроме нашего театра пока не ставилась. Она о Пушкине, его последних часах, минутах, даже секундах. О счетах поэта с жизнью, обществом, недругами, своими персонажами. Получился необычный сценарий и подход к его судьбе. Его режиссер Александр Гречман. Постановка идет у нас в рамках проекта «Сцена для всех». Мы располагаем зрительские места на сцене. Также будет и в Томске.

«Прощание в июне/Ярмарка» в нашем ТЮЗе ставится не первый раз, как и остальные пьесы Вампилова. Для нас это особенный автор, мы носим его имя. Нам важно, чтобы темы, поднятые в его пьесах, звучали современно. В каждой можно найти посыл о сегодняшних проблемах молодых людей, о выборе человека, его совести. Режиссер постановки, которую мы представляем в Томске, Игорь Черкашин. Спектакль получился своеобразный. У Вампилова есть несколько вариантов этой пьесы. Из них режиссер собрал свой. Первое название драмы – «Ярмарка». Ему у нас уделяется особое внимание. В пьесе есть красноречивая фраза: «В 17 лет человек идет на ярмарку, лет так до 30, а потом - с ярмарки…».

Комедия Шекспира «Укрощение строптивой» привлекает внимание режиссерским решением. Ее поставил Валентин Зверовщиков. Он выбрал жанр «генеральная репетиция в двух действиях». Для этого он добавил в историю дополнительного персонажа – режиссера. Он может остановить действие, может предложить артистам поимпровизировать, может заставить повторить сцену. Это смотрится оригинально и забавно. Зритель хорошо принимает такую работу. Режиссерский прием становится мостиком  между сценой и залом. Зрители узнают в героях себя, и пьеса, написанная несколько веков назад, звучит злободневно.

Кроме вечерних спектаклей ТЮЗ, естественно, представит и детские. Для поездки в Томск были выбраны классические вещи. «Королевство кривых зеркал», «Бременские музыканты», «Коза-дереза», «Щелкунчик» (в последнем в танце будут задействованы томские ребятишки, с ними работает иркутский балетмейстер). Гости обещают красочные, яркие сказки, поставленные в манере традиционного психологического театра, без экспериментов.  

Иркутяне рассказали, какие спектакли представлены в их репертуаре:

 - У нас более 40 названий, нам есть, что показать зрителям, - отмечает Виктор Токарев. - В основном это классика. Много в репертуаре и спектаклей для молодежи. К примеру, был фильм «Соблазн» по сценарию Юрия Клепикова. Пьесе больше 30 лет, но у нас эта история идет под названием «Незнакомка», она поставлена в современном ключе. «Жестокие игры» Арбузова, написанные примерно тогда же, мы тоже играем. Зрители признаются на обсуждениях спектакля, что и не подозревали, что пьесе больше 40 лет. У нас в ТЮЗе новый главный режиссер – Андрей Сидельников. Он приехал из Петербурга, где работал в театре на Литейном. Он уже ставил спектакли в нашем театре – «Трех мушкетеров» и «Золушку». Мы собираемся сделать акцент на молодежном направлении. Хотя это сложно. Современных достойных пьес, уровня Вампилова, Розова, Арбузова, нет. Но идет интенсивный поиск, мы экспериментируем на малой сцене. Есть в репертуаре спектакль, где занято более 100 исполнителей. В нем кроме наших актеров бурятский ансамбль участвует, детская студия «Мотылек». Это «Легенды седого Байкала», он на основе бурятского фольклора сделан. Мы его возили в Москву и другие города на фестивали, хотя это очень накладно.

Отдельная история – литературный клуб «Элегия». Иркутский ТЮЗ расположен в старинном здании, построенном в конце XIX века. В нем есть очень красивый буфет с уникальной лепниной. В таком интересном интерьере решили играть постановки о ярких творцах. Уже есть спектакли по стихам Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, Булата Окуджавы. 

На гастроли иркутяне ездят часто. Бывали в Петербурге, Крыму, во Владивостоке и на Сахалине. 

 – От финансовой составляющей никуда не денешься, - не скрывает Виктор Токарев. – Например, для поездки в Томск мы поддержку министерства получили, но недостаточную. Нашли спонсоров. Хотя все равно средств мало. Если здесь без аншлагов сыграем, то, как знать, может, нам придется сбегать из гостиницы без оплаты! (смеется). Но гастроли нужны непременно. Творческий коллектив не может замыкаться в пространстве своего города. Поездки  – это новые впечатления. Площадка меняет спектакль. Актеры получают другие ощущения. Публика иначе реагирует. Это обогащает актера, дает ему стимул для развития. Мы почти ежегодно гастролируем. Конечно, затратное это дело. В основном поездки финансирует область, все наше руководство с большим пониманием относится ко всем местным театрам. 

В Иркутской области 10 театров. Среди них музыкальный, где с балетной труппой и оркестром набирается около 400 человек, но они тоже выезжают на фестивали и гастроли, также как и кукольный. Есть в Иркутске и муниципальные театры. Их поддерживает городской бюджет. Они тоже часто выбираются на гастроли.

- Сейчас, слава Богу, существуют программы обменов. Мы с Владивостоком в такой участвовали, - рассказывает Виктор Токарев. - Есть приоритетные для этой программы территории: Северный Кавказ, Дальний Восток. В первую очередь Министерство культуры России рассматривает такие заявки. В Италию мы ездим, поскольку у нас завязалась творческая дружба с одной экспериментальной школой из города Порденоне (он возле Венеции). Мы проводили обменные гастроли, а затем итальянский режиссер Ферруччо Меризи и художник Клаудия Контин поставили у нас пьесу Карло Гоцци «Король-Олень». Этот спектакль теперь приглашают в Италию на гастроли в город Падуя. Как всегда, возник финансовый вопрос, но мы умеем их решать. Например, поездка в Томск была авантюрой, но вот мы здесь! 

Рассказал иркутский ТЮЗ и студиях, действующих при театре. Их три: драматическая, танцевальная и вокальная. Занятия проходят в здании театра, преподают детям артисты, балетмейстеры. В некоторых спектаклях ученики студий принимали полным составом. 

- Мы на свой риск их создавали, нам говорили, «зачем вы возитесь с этой самодеятельностью». Оказалось, если с ребятами хорошо поработать режиссеру, если их дозировано задействовать в спектаклях, то они постановки только украшают! – отмечает Виктор Токарев. – Недавно даже президент страны на Совете по культуре стал говорить о том, что при театрах нужны студии. А наши уже юбилеи отпраздновали, больше 20 лет работают. Кто-то из учеников потом в театральное поступает. Важно, что все при театре, на спектакли ходят постоянно, уже детей своих приводят. 

Напоследок гости пообещали, что томичей ждет в Иркутске успех – публика там прекрасная и принимает очень тепло. 

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина