Почти без слов. Премьера спектакля «Четыре окна» в Томском драматическом театре

Нужны ли слова, чтобы говорить о главном? Для нового спектакля Томского драматического театра их почти не понадобилось.

«Четыре окна», постановка балетмейстера, режиссера по пластике Эдуарда Соболя на малой сцене – этюды о любви в пространстве музыки и жеста. Красивые и не надоевшие, редко сегодня звучащие мелодии, немного стихов на разных языках (среди которых и культовый Иосиф Бродский), интересные хореографические композиции, нежность и страсть, царящие на сцене - так рождаются истории, которые притягивают, очаровывают и смотрятся на одном дыхании.   

!cut

Спектакли, основанные на пластике, танце и не предполагающие словесных диалогов между артистами – актуальное сегодня направление. В томских профессиональных театрах таких пока не было. «Четыре окна» стали первой режиссерской постановкой Эдуарда Соболя, хотя с томской Драмой он работает с 2006 года, во многих работах участвовал как балетмейстер, специалист по пластике. Отчасти спектакль оказался семейным – жена Эдуарда, актриса Светлана Соболь, стала ассистентом режиссера, а также исполнила одну из ролей, а рисунки маленькой дочки пары стали основой для афиши и программки.     

В «Четырех окнах» автору и режиссеру спектакля захотелось поговорить на вечные темы, связанные с любовью: 

- Как люди друг друга выбирают? Почему они вместе, ошибка это или нет? Почему сходятся, расходятся, предают друг друга, мирятся потом? Можно бесконечно об этом говорить, - считает Эдуард Соболь. – Обычно люди не задают себе эти вопросы, поскольку отвечать на них очень сложно. Иногда говорят: «Какая стильная вещь, тебе идет!», а человек не может ее надевать, чувствует, она «не его». Также мужчина и женщина. Кажется, очень красивая пара, а они вместе быть не могут! И неважно, в какой стране. Я достаточно поездил по миру. Проблемы - они везде одинаковые, не имеет значения, в какой стране ты живешь.

В спектакле стихи и немногочисленные реплики звучат на четырех языках: русском, испанском, английском, французском. Хотя слов совсем мало, но над произношением специально работали, актерам помогали педагоги-консультанты. Впрочем, больше внимания уделялось, конечно, пластике, хореографии. Каждая репетиция начиналась с серьезной разминки.

- Для актеров драматических спектакль сложен, поскольку требует решения внутреннего содержания не через слово, а через пластику, глаза, музыку, жесты – считает Эдуард Соболь.   

Сценография постановки очень лаконична. Три окна (четвертым становится сама сцена), черно-белое монохромное пространство. Костюмы артистов тоже выдержаны в этих двух цветах.  

На сцене четыре пары. «Англичане» - женщина (Светлана Соболь), тонко дирижирующая своим мужчиной (Александр Рогозин) под «Oh, my love» John Lennon & The Plastic Ono Band. «Испанцы» (Александрина Мерецкая и Антон Антонов), чьи страсти разгораются под «Que, que no, samba» Mina. Сумасшедший вихрь страстей, разгорающихся в этой паре, переходит в высокую скорость поддержек и вращений, а финал этой истории внезапен и неожидан. Изящны «французы» (Елизавета Хрусталева и Иван Лабутин). Под «Del Re» Chiosso и «Michaele» Ferrio она легко взлетает в поддержки. Только ближе к финалу рассказывают под «Суморок» Дианы Арбениной свою историю «русские» (Екатерина Мельдер и Виталий Огаръ), захлебываясь от нежности. 

«Четыре окна» - это, конечно, не только дуэты. Здесь и общение мужской компании. И сцена эффектного танца-соблазнения. И трогательный, даже покорный, женский танец под старую добрую и подзабытую песню «Женские штучки» группы «Колибри». 

Запоминаются и детали. Трепещет от ветра занавеска на окне. Ждет своего часа шампанское под фирменным названием «4 windows». Звучащий в записи голос Иосифа Бродского заклинает: «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку». 

Все вместе превращается в красивую, стремительную историю, разгадывать которую каждый волен по-своему.

Главный вопрос звучит в «Четырех окнах» просто, наивно, немного отчаянно: «Любишь меня?» и повторяется на разных языках. 

В театре заметили, что зрители после этого спектакля не спешат расходиться, задерживаются в зале. Впечатлений после необычной для Томска работы много. Возможно, в репертуаре Драмы появятся и другие спектакли с минимумом слов.

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина