Премьера в ТЮЗе. Неожиданный «Щелкунчик»

Один из самых известных рождественских сюжетов — это история о Щелкунчике и Мышином короле. Причудливая сказка-фантазия со счастливым финалом для многих — прекрасных вариант создания праздничного настроения.

!cut

В этом году в декабре в Томске почти одновременно в Музее истории открылась выставка, посвященная этому персонажу, а в Театре юного зрителя появился спектакль по мотивам знаменитого произведения Гофмана. Правда, новая постановка удивит тех, кто ждет знакомой истории о Щелкунчике, Мари, Дроссельмейере и Мышином короле. Что не мешает спектаклю быть красивой и необычной постановкой.

По легенде, Щелкунчика придумали рудокопы из небольшого немецкого городка Зайфена, края, славного своими ремеслами. Пугающий внешне, но функциональный герой для колки орехов прославился благодаря истории, которую сочинил о нем Гофман. В России Щелкунчика полюбили с 1892 года — когда впервые поставили балет об этом персонаже, написанный Петром Чайковским. Что уж говорить, музыка из этого произведения более чем известна.

Хореографы и режиссеры обращаются к теме «Щелкунчика» постоянно. В Томске несколько лет назад спектакль Сергея Столярова «Игрушки для неразумных детей, или Щелкунчик» по мотивам Гофмана шел в «Скоморохе». Та история получилась мрачной. С Новым годом постановку никак не связывали.

В Томском ТЮЗе для «Щелкунчика» пригласили режиссера Тимура Насирова (чей спектакль «Музыка ночью» в репертуаре театра уже более шести лет).

— Хотелось создать сказочную вещь, с юмором, хулиганством, чудесами, — признается Тимур Насиров, режиссер-постановщик «Щелкунчика». — Задача сказки — не воспитывать. Зрителю надо прийти, удивиться, расслабиться, получить удовольствие. У нас будет праздничная сказка.

Первое, что видят на сцене зрители истории — две огромные яркие подарочные коробки. Такое лаконичное, функциональное (из них смогут появляться Куклы, коробки можно превратить в клетку для мышей) и привлекательное визуально решение выбрал для сценографии художник спектакля Константин Соловьев. Начинается сказка как фантазия, сон — многочисленные герои выходят на сцену с подушками. Разговоры, как у многих детей перед сном. Пугают друг друга, начинают разыгрывать истории… Затем все резко преображается — из огромной коробки появляется очень красивый герой с пластикой куклы, в котором только по репликам можно угадать Дроссельмейера (Михаил Перевалов). И далее волшебным образом зрители оказываются в необычном цирке.

Вероятно, оживают игрушки Мари. Так на сцене появляются ростовые куклы (очень, очень давно мы не видели их в работах томских театров в таком количестве), следует ряд бессловесных номеров под музыку. Танец подчеркнуто «заводного» Медведя (Владимир Бутаков). Общение Лисы (Ольга Ульяновская) и суетливого Слона (Кирилл Фриц). Ироничная сцена с балериной (Светлана Гарбар). Она подчеркнуто неловко, неуклюже выкатывает подставку, взгромождается на нее, превращается в традиционную статуэтку-танцовщицу и делает на пуантах несколько красивых па. Встречается балерина и танцует с солдатиком. Заяц (Владимир Хворонов) в военной форме играет с паровозом. Две куклы (Ольга Райх и Екатерина Костина) представляют традиционную историю двух клоунов, одному из которых постоянно приходится попадать в нелепые ситуации.

Номера красивы и продуманы, но все же спустя полчаса дети в зале начинают озвучивать интересующий всех вопрос: «А где же Щелкунчик?». Наконец этот герой (Игорь Савиных) все-таки появляется на сцене и танцует с Мари (Маргарита Ходарева). Главные мотивы сказки в спектакле, конечно, есть. Война с мышами случается. Для появления мышей эффектно используются люки. Также из подземелья появляется трехголовый Мышиный король (Дмитрий Гомзяков). Победить мышей помогают Медведь, Заяц, а, главное, — решительный дружный крик «Мяу-у-у!».

«Щелкунчик» — история красивая, располагающая к работе фантазии, таящая немало сюрпризов. Но нужно быть готовым к тому, что дословного переноса текста сказки Гофмана и точного следования фабуле в этом спектакле не происходит.

Текст: Мария Симонова
Фотографии предоставлены ТЮЗом